"Мы и сами с интересом смотрим вперед". Интервью с Вольфгангом Лукхартом – руководителем компании beyerdynamic


Компании beyerdynamic исполняется 90 лет! Сегодняшняя статья — дань глубочайшего уважения создателям и нынешним сотрудникам компании, которые убеждают нас, что и долгожители могут быть молодыми и современными. Наш корреспондент Александр Червяков беседует с генеральным директором компании beyerdynamic Вольфгангом Лукхартом.

 

Начало пути. Ойген Байер с командой единомышленников

Прежде всего хотелось бы поздравить всех акционеров и сотрудников beyerdynamic с приближающимся юбилеем. Первый вопрос — исторического плана. Итак, в далеком 1924 году — Первая мировая война закончилась всего лишь 6 лет назад! — молодой инженер Ойген Байер, поверив в перспективы едва-едва родившегося звукового кинематографа, начал выпускать акустические системы для кинотеатров. Чтобы принимать такие решения, нужны не только талант инженера и вера в собственные силы. Здесь нужна, не побоюсь этого слова, настоящая смелость. Расскажите, пожалуйста, немного об этом человеке.

Он был гениальным инженером и изобрёл устройства, которыми мы пользуемся до сих пор, хотя идеям уже более 90 лет. И, как вы правильно заметили, он был отважным человеком, ведь работать над своими изобретениями ему пришлось в тяжёлые времена. Однако нам не много известно о самом Ойгене Байере и его семье. Ему удалось выжить в очень сложный период немецкой истории и основать успешную компанию, которая до сих пор растет и развивается, пережив девять десятилетий взлетов и падений вместе со своей страной. Думаю, он был упорным и умным человеком.

Как я понимаю, в настоящее время акционерами beyerdynamic являются только члены семьи Байер? В наш век всеобщей глобализации и господства транснациональных холдингов это, скажем так, нетипично. Что дает эта «семейность» компании? В чем плюсы? Или это просто стремление хранить традиции?

Семейный бизнес не так уж необычен для Германии, многие такие фирмы даже являются крупными международными игроками, как, например Porsche или Henkel. Есть и средние компании, которые также всемирно известны, и при этом до сих пор находятся в семейном владении. Многие гордятся изобретениями своих предков и стараются сохранить интеллектуальную собственность, как это делает семья Байер.

Для современного производства высокий показатель автоматизации, широкое применение различного рода роботизированных линий считается серьезным плюсом. Дескать, машины работают и точнее, и быстрее, и существенно снижают производственные издержки... А вот компания beyerdynamic, напротив, с редкостным упорством придерживается традиций ручной сборки своей продукции, вы даже особо подчеркиваете этот факт в юбилейном видеоролике. Это имиджевый ход или нечто большее?

Некоторые этапы производства – например, обработка ленты в ленточном микрофоне – очень сложны, и станок просто не может быть настолько точен и чувствителен, как руки человека. Если вы производите большой объем продукции машинным способом, вы можете потерять гибкость, способность к перенастройке производства. Мы же можем влиять на каждый этап производственного процесса. Если пользователю нужно создать индивидуальный дизайн микрофона, наушников или конференц-системы или получить оборудование, соответствующее нестандартным требованиям, мы в состоянии предоставить такую услугу. Это было бы невозможно, если в процессе производства задействовались только запрограммированные машины. Кроме того, без сомнений, любая вещь, созданная вручную, является особенной. Да, ручное производство более сложное, но произведенная таким способом продукция отвечает более высоким стандартам качества.

 

На производстве широко применяется ручная сборка

Вопрос вдогонку: но ведь в современном бизнесе так популярны рекомендации по снижению издержек, в особенности в условиях затянувшегося финансового кризиса. Не хотите связываться с роботами — так ведь есть аутсорсинг, есть куча возможностей заняться производством где-нибудь в Юго-Восточной Азии, ведь за последний десяток лет сотни компаний (даже весьма именитых) воспользовались такой возможностью. А вы упорно не хотите. Почему?

Как уже было сказано, гибкость производства — важное качество для бизнеса. Если мы не зависим от сторонних производителей, то нам не приходится брать в расчет ни сроки поставки, ни качество продукции другой фирмы. А самое главное, сердцем beyerdynamic со времён Ойгена Байера является научно-исследовательский отдел, и сегодня, как и во времена основателя компании, мы стремимся к инновациям. В этом смысле собственное производство является своеобразным испытательным полигоном при создании новой продукции. Однако это не означает, что мы вообще не сотрудничаем с азиатскими партнёрами. В определенных рамках такое сотрудничество помогают расширить наш бизнес, и мы пользуемся этой возможностью. Однако наушники, проводные микрофоны и капсюли для радиосистем мы производим исключительно в Германии — некоторые ноу-хау мы предпочитаем оставить внутри компании. Все, что касается фирменного звучания beyerdynamic, мы делаем сами.

 

Особенно важен ручной труд при выполнении сложных операций. Сборка ленточного капсюля

Тогда получается, что у компании beyerdynamic есть какой-то особенный секрет. Немецкое производство, ручная сборка — скажите это любому человеку, и он тут же скажет: «Да, это здорово, но это дорого, это мне не по карману». Однако ваша продукция, скажем, те же микрофоны, не отличается запредельной стоимостью, наоборот, цены на них вполне демократичны. Если не можете раскрыть весь секрет целиком, расскажите хотя бы маленький кусочек этого секрета?

Да и наши наушники не так уж дороги, их цена вполне конкурентоспособна. Особенного секрета тут нет – мы предлагаем качественное оборудование ручной сборки по разумной цене. Главный «секрет» заключается в том, что у нас работают опытные высококвалифицированные работники, в основном, кстати, женщины, обеспечивающие высочайшее качество нашей продукции и гибкость в вопросах производства. Этот факт нас значительно отличает от конкурентов и позволяет предлагать клиентам широкий ассортимент продукции, не завышая цену.

Расскажите, пожалуйста, про технологию Tesla, применяемую в наушниках beyerdynamic. Это эксклюзивная разработка вашей компании? Насколько я понимаю, она позволяет одновременно и увеличить громкость, и снизить искажения, и вообще снять большинство ограничений, которые свойственны миниатюрным громкоговорителям традиционного типа? Насколько хорошо рынок принял подобную новинку?

Технология Tesla разработана компанией beyerdynamic и применяется в наших наушниках премиум-класса DT1350, T1 и T5p. Абсолютно новая геометрия магнитной системы позволяет значительно повысить уровень чувствительности и увеличить эффективность динамика при уменьшении коэффициента нелинейных искажений. Несмотря на немаленькую стоимость, эти наушники пользуются заслуженной популярностью у любителей хорошего звука.

Продукция beyerdynamic ориентирована на различные сегменты рынка. Это не только запись и исполнение музыки, теле/радиовещание и конференции, но и, скажем, гарнитуры для профессиональной авиации, и миниатюрные наушники для современных гаджетов, и мультимедийные гарнитуры для любителей компьютерных игр... Это же совершенно разные производственные стандарты, разные технические требования, разные целевые группы пользователей, разная стратегия маркетинга... Как вы умудряетесь везде и повсюду успевать?

С одной стороны, внутри компании существуют отделы, которые занимаются различными сегментами рынка и группами пользователей. С другой – в международном масштабе мы работаем совместно с сильными дистрибьюторами в 40 странах мира, и в каждом сегменте рынка представлены наилучшим способом независимо от того, где расположен заказчик.

Расскажите, пожалуйста, о процессорах Headzone. Возможность в реальном времени «перевести» звуковую картинку формата 5.1 в обычные стереонаушники и сохранить при этом все пространственные эффекты — для любителей домашних кинотеатров это просто отличный подарок. Как вы пришли к идее создания подобного прибора?

Главной целью разработки Headzone было создать, наконец, такие наушники, которые сравнимы по звучанию с качественной акустической системой в помещении с хорошей акустикой. Очевидно, что наушники нельзя сравнивать с колонками, которые находятся в двух метрах от вас (а вы в это время удобно устроились на диване). Наушники – это маленькие динамики, прикреплённые непосредственно к вашим ушам. Идея Headzone уходит корнями в 70-е, когда в моду вошла стереофоническая запись, которую слушали в наушниках, получая эффект присутствия. За последние годы современные DSP достигли такого уровня, что позволяют рассчитать все параметры конкретного помещения для прослушивания (размер комнаты, расположение колонок и расстояние до них, уровень внешнего шума и так далее) в режиме реального времени. Это сделало возможным реализовать проект Headzone. Мы намеревались создать процессор, который позволял бы проигрывать аудиосигнал так, как если бы он исходил от настоящих колонок в определённой комнате, при этом необходимые изменения вносились бы в режиме реального времени. Ну и раз мы уже занялись подобной разработкой, то решили смоделировать всё не для одной виртуальной колонки, а для системы 5.1.

Компания beyerdynamic всегда отличалась умением предвидеть тенденции развития рынка, за вами числится первенство во многих областях — здесь можно упомянуть, скажем, и первые в мире динамические стереонаушники (1937 год), и первый в мире динамический микрофон с неодимовым магнитом (1989 год), и первый в мире цифровой студийный микрофон (1997 год), и многое другое — дополните меня, если считаете нужным. Так вот, многие полагают, что такое просто невозможно без огромного отдела R&D, без кучи «яйцеголовых»: аналитиков, патентоведов, тестеров, консультантов — а у вас, насколько мне известно, работает всего около 300 сотрудников, это и руководство, и те, кто задействован непосредственно на производстве. Кто же является «мозгом» компании?

Это, безусловно, не один человек. Более чем 10% наших сотрудников работают в отделе R&D – это дизайнеры, инженеры, разработчики ПО и т.д. Вместе они – сильная команда, которая не нуждается в частых консультациях. Они эффективно работают и выдают новые идеи, поскольку работают в тесной связке с продакт-менеджерами и производственным отделом. Хорошая команда – это лучший мозг. Так что мы пользуемся чем-то вроде коллективного разума.

 

Измерения характеристик микрофонов проводятся в безэховой камере микрофонов проводятся в безэховой камере

Насколько я могу судить, помимо «железной» продукции ваша компания какую-то часть внимания уделяет и программным продуктам? Я, конечно же, говорю о VST-плагине bVS — Virtual Studio. Что это — пробный камень на новом для себя рынке? Или попытка откатать чисто в программном варианте технологии, реализованные в приборах Headzone? Или и то, и другое? Вы планируете дальше продвигаться в этом направлении? Скажем, виртуальный Headzone для планшетных компьютеров — едем в метро и смотрим на iPad фильм со звуком 5.1. Угадал я или нет?

bVS появился в процессе разработки технологии Headzone, в процессе изучения того, как можно виртуально создать ощущение, что звук идёт из настоящих громкоговорителей в реальной комнате и при этом дать пользователю возможность настраивать различные параметры. bVS развивает эту идею в немного другом направлении, здесь главная задача — не смоделировать виртуальную комнату, а запечатлеть реально существующее помещение при помощи импульсной характеристики. Мы как будто делаем снимок среды прослушивания и переносим его в нашу программу. Это ещё одна причина, по которой мы выбрали в качестве платформы формат VST-плагина – нам нужно было иметь возможность создавать и загружать новые «снимки» комнат.

Короче говоря, Headzone создаёт виртуальное слушательское пространство при помощи DSP и позволяет пользователю настраивать параметры. bVS создаёт виртуальное слушательское пространство при помощи «снимка» реально существующего помещения без возможности изменения настроек.

Конечно, мы будем продолжать дальнейшие разработки в этой области.

 

«Свежеиспеченные» капсюли

Если это не тайна, поделитесь с нами своими планами на будущее. С чем компания beyerdynamic собирается отмечать свой 100-летний юбилей?

Мы ожидаем, что следующие десять лет будут полны инноваций и новых продуктов. Мы работаем над интересными проектами, и уже можно начинать готовиться к выходу наших новинок. Мы также будем расширять наше присутствие на международном рынке. Мы и сами с интересом смотрим вперед и предвкушаем все то, что должно произойти до 2024 года.


Журнал "Шоу-Мастер" №2 за 2014 год