Мегавыпускной «Крылатое будущее Орла». Собчак, Билан и d&b


Грандиозный даже по московским меркам праздник «Крылатое будущее Орла», состоявшийся 23 июня 2011 года на территории Мегакомплекса «ГРИНН», стал заметным событием в Черноземье. К празднику орловских выпускников было приурочено торжественное открытие новых важных объектов в составе «МегаГРИННа»: второго корпуса гостиницы бизнес-класса на 160 номеров с двумя ресторанами, Литературного сквера и уникального Центра спортивно-зрелищных мероприятий «ГРИНН Центр».

Объекты открывали по-деловому динамично. Очередную ленточку мэр Орла Виктор Сафьянов, губернатор Орловской области Александр Козлов и генеральный директор корпорации «ГРИНН» Николай Грешилов перерезали у Литературного сквера со скульптурными композициями писателей-орловцев – Тургенева, Лескова, Фета, Бунина, Андреева, чьи имена вошли в золотой фонд классиков мировой литературы. Именно благодаря им Орел называют третьей литературной столицей России.

Но основным событием этого дня стал запуск уникального Центра спортивно-зрелищных мероприятий «ГРИНН Центр». В зале с трансформируемыми зрительными рядами и сценой собрались больше 2000 счастливых выпускников орловских школ. Для них был подготовлен 4-часовой концерт-дискотека с участием звезд российского шоу-бизнеса – Ксении Собчак и Димы Билана. Этот объект – не первое совместное «детище» «АРИСа» и корпорации «ГРИНН». В декабре 2009 года мы запустили клуб «Ча:Сы», награжденный премией ProIntegration Awards 2010 в номинации «Лучшее решение для объектов культуры, досуга и отдыха». Также мы поставили в «МегаГРИНН»несколько «мелких» систем для ресторанов, мобильные комплекты и часть оборудования для конференц-залов. В процессе оснащения и запуска первой очереди объекта мы так подружились с «ГРИННами»и прониклись их бизнес-идеей, что даже провели на их базе в 2010 году нашу дилерскую встречу, APM.

Причем ребятам из технической службы «ГРИННа» было важно не только качественное оборудование (хотя куда ж без него! Аппарат для клуба «Ча:Сы» выбирали просто по-европейски: оплатили прокатчикам несколько топовых систем и слушали в своем помещении, что больше понравится). В первую очередь, было важно человеческое отношение. Пресловутая «поддержка 24 часа в сутки». То, что сотрудники «АРИСа» вместе с клиентом болеют за результат всей душой – это всегда чувствуется. Поэтому когда встал вопрос о второй очереди, «ГРИНН Центре», то особых сомнений в выборе поставщика звука у технической службы корпорации не было.

Немного о звуковой системе зала: как и для клуба «Ча:Сы», была выбрана топовая линейка акустики d&b audiotechnik J-серия. Учитывая размеры зала 40Х40 метров, его варианты трансформации и боковые ложи на высоте + 4 м, J-серия была заложена в качестве основы системы звукоусиления. На среднюю и дальнюю зоны зала работают два линейных массива в составе 4 х J8 +2 х J12 в каждом. Для озвучивания ближней зоны используются точечные источники Ti10(8шт). На боковые зоны работают два кластера из шести элементов массива 5 х Q1 + 1 х Q7. За низкочастотную часть диапазона отвечает кардиоидный массив из 8 сабвуферов J SUB. Комфорт музыкантов на сцене обеспечивают 8 мониторов М4 и два кабинета М2. Для дистанционного управления этим сложным звуковым «хозяйством» используется программно-аппаратный комплекс из переносного компьютера и интерфейса Ethernet-to-CAN R70. «Сердцем» системы звукоусиления стала микшерная консольа DiGiCo SD8. Сигналы на сцене оцифровываются в интерфейсном модуле MADI - Rack и посредством MADI-интерфейса по коаксиальному кабелю 75 Ом передаются в консоль для обработки и маршрутизации. В цифровом виде сигналы с выходных шин микшера приходят на цифровые AES/EBU входы усилителей d&b D12 и D6. Таким образом, реализован полностью цифровой тракт от сцены до усилителей мощности. При этом эффекторная мощность SD8 позволяет обойтись без внешних приборов обработки, что крайне положительно сказывается на качестве сигнала, не претерпевающем лишних преобразований цифра-аналог и обратно.

 

В этом месте статьи я хочу очень сильно поблагодарить журнал «Шоу-Мастер», сотрудники которого были заняты выпуском очередного номера и не смогли поехать на открытие. В результате как представитель журнала поехала я – с обещанием написать статью, которую вы сейчас читаете. В кои-то веки, мечтала я, поживу «сладкой жизнью» прессы. Ранний выезд из Москвы (чтобы не собрать пробки), потом отдохну в номере, потом пойдем посмотрим, как Собчак с Биланом поздравляют выпускников. Затем пресс-конференция и экскурсия по новым объектам. Ужин для прессы. Концерт Билана. Вечером - фейерверк и загадочная программа на открытом воздухе – байк-шоу ладно, но где же поплывут каравеллы? Речка-то далеко? Совсем вечером – блюз в клубе «Ча:Сы», пока в новом большом зале молодежь прыгает на «Дискотеке с Биланом». Как всегда, все вышло не совсем так, как я себе представляла. Первым делом, приехав в Мега ГРИНН, мы с Евгением Шуевым (я не сказала, что мы ездили вдвоем? Ну не мог же он пропустить открытие своего такого грандиозного проекта!) отправились в зал «ГРИНН Центра»– посмотреть, что да как. И первым, кого мы встретили в зале, был Игорь Павлович Белоножко – «самый главный за звук» в МегаГРИННе. Лицом Игорь Павлович был бледен, артистично тряхнул длинной шевелюрой и витиевато выругал начальство, подчиненных, заказчиков и тех, кто изобрел звукоусиление. Из длинной тирады стало понятно, что все как всегда – скоро уже придет коллектив Билана «чекаться», а сделано только 50% работы, так как надо было готовить и «Ча:Сы» к ночному концерту, и на улице звук ставить… И вообще половину рук у него забрали, и спасибо, что собственные две оставили. Пришлось Евгению засучить рукава и заняться коммутацией.

Я же пока стала бродить по огромному залу, стараясь никому не помешать, и рассматривала причину, по которой он называется трансформируемым – у стен находились как бы стеллажи или штабеля со сложенными креслами. Это бельгийский автоматический конструктив, рассказали мне ребята из технического отдела корпорации. Собирается/разбирается фантастически быстро – 18 минут. Причем, как я поняла, эти 18 минут включают проход персонала по рядам и откидывание сидений стульев – при мне два раза кресла выезжали-складывались обратно, я была в это время в зале, и каждый раз не могла уследить. Повернусь – а они уже стоят или их уже нет. Самое удивительное, что весь монтаж выполнил один (!) специалист от бельгийцев за две (!!!) недели. Работал, правда, говорят, как одержимый – сроки поджимали. Именно эти возможности зала-трансформера позволяют проводить здесь не только концерты, заседания и симпозиумы, но и соревнования по самым разным видам спорта: большому теннису, баскетболу, волейболу, боксу, борьбе, тяжелой атлетике, танцам, художественной гимнастике.

Когда я поднялась на сцену и стала рассматривать бэклайн – в основном, конечно, притягивающую взгляд барабанную установку – я внезапно решила, что от раннего подъема и дорожной усталости у меня начались слуховые галлюцинации. На какой-то момент я явственно услышала за сценой церковное пение. Оторопела, потрясла головой. Пение пропало. А через пару минут в зал вошла процессия – батюшка, служка и сотрудница МегаГРИННа в корректнейшем офисном костюме – и процедура освящения зала продолжилась.

Очередной раз безнадежно взглянув на коллегу, я поняла, что вытащить Евгения на ланч мне вряд ли удастся, и отправилась искать пропитание одна. Кстати, не таким это оказалось легким делом – большинство ресторанов МегаГРИННа были закрыты и готовились к вечернему наплыву гостей. Пойти в номер отдыхать мне не позволила совесть, тем более что в холле гостиницы я пересеклась с «коллегами по перу» из журнала LightSoundNews, которые тоже возжелали увидеть зал в непарадной атмосфере. Там уже шел саундчек Димы Билана, по залу летал его звукорежиссер Юрий Астафьев со своим MacBook'ом. Собственно, до торжественной части оставалось немного времени, которое я провела в безуспешных попытках как-то исправить ситуацию с забытым дома в зарядке запасным аккумулятором для фотоаппарата.

Самое замечательное в концерте для меня – это то, что большую его часть мы смотрели из операторской «рубки» наверху, над залом. И оттуда же, с «дорожек» для световиков над залом, ведущих к сцене сделаны лучшие фото – декольте Ксении Собчак и «вид сверху» на линейный массив.

Было безумно интересно побывать «за кулисами» большого шоу… Снаружи все проходило гладко – но я в первый раз увидела, как это происходит изнутри. Как в последние минуты перед шоу таинственным образом пропал ноутбук, на который были заведены все усилители d&b. Как все три помощника Игоря Павловича в тот момент, когда они были нужны, куда-то одновременно исчезли. Как киногенично метал громы и молнии Игорь Белоножко – в пространство, в мобильный телефон, в уцелевшего помощника… А между всем этим ходила потрясенная учительница и спрашивала, кому отдать диск с минусом – ее ученица должна была спеть во время концерта. Но волшебным образом минута в минуту, когда на сцену вышла Собчак в алом платье и начался торжественный концерт – все проблемы были устранены и все работало.

Еще из впечатлений отмечу грандиозный фейерверк, совмещенный с музыкальным сопровождением и лазерным шоу – такой восторг я испытывала, пожалуй, только в детстве во время праздничных салютов. Очень красиво было, когда все выпускники отпустили в небо тысячи белых воздушных шаров. Поразило огромное количество сотрудников правоохранительных органов, спецподразделений, собственной охраны ГРИНН… Такое впечатление, что их было не меньше, чем гостей. Даже дорогу проверяли миноискателем за день до этого, рассказали ребята из ГРИННа.

После концерта на наши вопросы ответил Юрий Астафьев, звукорежиссер Димы Билана и профи высокого уровня. Мы приводим здесь слова Юрия дословно, так как интересовались его впечатлением и его личным мнением. Хотя и не со всеми его выводами специалисты «АРИСа» согласны.

Дарья Бахманова: Что Вы думаете о концепции озвучивания зала?

Юрий Астафьев: Общий концепт озвучивания зала очень качественный. Линейный массив J12 от d&b – это однозначно одно из лучших технических решений для озвучивания больших залов и мероприятий на открытом воздухе, что подтверждается наличием данной системы в большинстве технический райдеров отечественных и зарубежных исполнителей топ-уровня. Система Q1, задействованная на outfill, тоже не вызывает вопросов по качеству, давлению и уместности её использования в данном зале для выполнения задачи озвучивания пространства по бокам от сцены, не покрытого основной РА-системой. "Ложкой дёгтя" в данной инсталляции я бы назвал ближнюю зону: маленькие АС T10, лежащие горизонтально на сцене, здесь не эффективны. Во-первых, под сценой находятся все кабинеты саб-секции системы, и в подобном случае на фронтфилы ложится нелёгкая задача уравновесить звучание в ближней зоне до давления сабвуферов, что для кабинетов подобного форм-фактора совершенно невозможно физически. В результате мы имеем провал в районе мид-баса и нижней середины, особенно в речевой части частотного диапазона, в ближней зоне. А это в случае сидячего партера очень важные и не самые дешёвые зрительские места! В случае стоячего партера, как это было на нашем концерте, всё гораздо хуже - первый ряд стоящих людей блокирует фронтфилы, и стоящие за их спинами слушают неслабо давящие сабвуферы «в компании» звука со сцены + долетающие до них отражения. В общем, налицо инженерная недоработка, которая однозначно подлежит исправлению путём подвеса отдельных фронтфильных кластеров.

Дарья Бахманова: Каковы впечатления – Ваши и музыкантов – от сценического мониторинга?

Юрий Астафьев: Мониторы M4 вызвали самые положительные отзывы как у меня, так и у музыкантов (басист и гитарист работают с напольным мониторингом) и артиста. Мониторы М2, поставленные в итоге как сателлиты в прострелы сцены, буквально спасли концерт, так как Дима не работает без мощных сайдфилов, а персонал зала забыл выполнить это требование нашего технического райдера. В итоге пришлось выкручиваться «из подручных средств», но качество звучания и давление М2 также оказалось на высшем уровне, обеспечив артисту и музыкантам комфортные условия для работы на сцене. Я бы назвал все модели сценических мониторов d&b одним из лучших технических решений для выполнения задач качественного сценического мониторинга, и это также подтверждается их наличием в райдерах звезд.

Дарья Бахманова: Каковы общие впечатления от работы на этом аппарате?

Юрий Астафьев: Общие впечатления от работы на оборудовании d&b абсолютно положительные. В моём личном рейтинге этот бренд находится в четвёрке лучших производителей решений для концертного звука. То есть встречая оборудование d&b на площадке, понимаешь, что избежал массы проблем. Опыт работы на системах d&bу меня огромный, как у нас в стране, так и за рубежом. Могу однозначно сказать, что ещё ни разу оборудование этого бренда у меня не вызвало нареканий, а мобильность и эффективность монтажных решений делают линейные массивы d&b очень хорошим выбором для проката.

Дарья Бахманова: По Вашему впечатлению, каков общий уровень зала? Дотягивает ли он до заявленного международного уровня?

Юрий Астафьев: Зал очень хороший, удобный и мобильно трансформируемый согласно целям и задачам каждого конкретного мероприятия. Световые решения выполнены на очень высоком уровне. Но для выхода на международный уровень необходимо поработать над качественным озвучиванием ближней зоны, усилить саб-секцию для обеспечения необходимого динамического диапазона при проведении мероприятий с живым звуком, доделать согласование АЧХ, ФЧХ и временного фронта различных элементов РА-системы, а также дополнить штат персонала и провести его полную техническую подготовку (особенно касается светорежиссёров - на данный момент они реализуют возможности вверенного им оборудования не более чем на 20%). В принципе, это не такой огромный объём работы, главное, не бросить всё за несколько метров до финиша.

Завершение статьи, может быть, покажется сухим и официальным по контрасту с остальным текстом – но я не могу не сказать этих слов. Весь праздник для жителей Орла, выпускников города и всей области устроила корпорация МегаГРИНН. Литературный сквер, не приносящий прямых прибылей – тоже «дело рук корпорации». Очень здорово, что в регионы шагает социально ориентированный бизнес. Что бизнес этот создает жителям Черноземья условия отдыха, развлечений и ведения бизнеса европейского качества. Да и, наконец, в регион пришел инвестор, тысячи людей получили работу, а в бюджет отчисляются налоги. Очень, кстати, приятно, что таинственная «корпорация» - наша, российская. И даже не московская – центральный офис находится в Курске. Под занавес представляю главного героя, ее генерального директора Николая Николаевича Грешилова. Кстати, в далеком советском прошлом – инженера-проектировщика. Человека с неуемной творческой энергией, предпочитающего не почивать на лаврах (сиречь на Мальдивах). И не выводить деньги из страны (а деньги серьезные – основной доход приносит 19 гипермаркетов формата «Cash&Carry» и 2 супермаркета «ЛИНИЯ», расположенные в 9 областях ЦФО РФ). Он предпочитает ставить себе интересные задачи вроде постройки в регионе трансформируемого зала международного уровня, а затем решать их. Если бы все российские бизнесмены мыслили так же – мы с вами жили бы в другой стране.



Дарья Бахманова. ARIS