Пассионарная акустика. Российская презентация акустической системы RCF TTL55-А и сабвуфера TTS-56


В конце июля 2011 года в Москве на берегу Клязьминского водохранилища состоялась российская презентация акустической системы RCF TTL55-А и сабвуферов TTS-56. Корреспондент Light.Sound.Newsотправился на мероприятие, где пострадал от жары и громкого звука.

«Пассионарность» — вам доводилось слышать такой термин? Если нет, позвольте объяснить буквально в двух словах. Этот термин пришел к нам из глобальной теории этногенеза Льва Гумилева, но стал применяться для обозначения совершенно понятных процессов. Когда человек, компания, государство, нация идут по ступеням своего развития вверх — это называется пассионарность. Если энергия развития исчерпана и движение вперед больше нет, речь идет об апассионарности, хотя сам Гумилев и не предлагал такого термина. Теория этногенеза — вещь чрезвычайно заумная, но процессы, которые она описывает, можно встретить на каждом шагу, потому что движение есть всегда, и почти всегда оно проходит по одному и тому же сценарию. Не будем вдаваться в подробности, скажем лишь, что дружить и сотрудничать лучше с пассионариями, а их антиподов сторониться всеми силами.

А теперь вам придется простить мне еще одно заумное определение из теории этногенеза, потому что «процесс взаимодействия развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами» — это как раз и есть то, о чем я хотел рассказать. А дело было так.

В конце аномально жаркого московского июля представители различных этносов встретились в московском Северном речном порту, надели на себя бейджи с именами, погрузились на теплоход «Водник» и отправились воздействовать на вмещающий ландшафт посредством нового линейного массива RCF TTL55-А. Искомый ландшафт находился в часе хода на берегу Клязьминского водохранилища и вмещал несколько элитарных яхт-клубов, множество катеров, скоростные моторные лодки, горстку тел привилегированного этноса, безвольно жарившихся на солнце, и прилегающую водную гладь, показавшуюся москвичам бескрайней. Инструмент воздействия на ландшафт к прибытию «Водника» уже был смонтирован на берегу: два массива по шесть кабинетов RCF TTL55-А с каждой стороны плюс по три сабвуфера TTS-56 на сторону. Довершал картину пульт DiGiCo SD11, уже сам по себе иллюстрирующий теорию этногенеза лучше всяких слов.

Пассионарные «колонки»

Как все мы знаем, акустические системы бывают активными и пассивными. Теперь я знаю, что еще они бывают пассионарными, то есть появившимися на пике творческой активности создателей. Линейный массив TTL55-А — продукт компании RCF, и рассматривать его в отрыве от истории компании было бы неверно. RCF основана в 1949 году в промышленно развитом центре Италии — городе Реггио Эмилия (Reggio Emilia). По началу компания специализировалась на производстве микрофонов и громкоговорителей для систем Public Address, но уже в 1960-е стала одним из ведущих поставщиков динамиков сперва в Италии, а затем и во всем мире. Динамики и высокочастотные головки RCF пользовались спросом у самых известных производителей профессиональных акустических систем на протяжении 30 последующих лет, и однажды этот спрос вполне логично натолкнул руководство компании на мысль о собственном производстве акустических систем. Так RCF стала производителем «колонок». Но однажды пришли сложные времена. Финансовые пертурбации 1990-х привели к тому, что RCFстала собственностью одного американского гиганта. Таким образом компания упрочила финансовое положение, но полностью утратила самостоятельность.

Об этом периоде сотрудники компании говорят с однозначной негативной интонацией: «Мы и шагу не могли ступить без звонка в заокеанский офис, что уж говорить о продвижении собственных идей…» Но в начале 2000-х уже самому гиганту остро требовалась финансовая помощь, и, воспользовавшись ситуацией, менеджеры RCFвернули себе компанию, сделав ее публичной. Обретение независимости состоялось в 2004 году. С этого момента RCF ведет исчисление новой истории. «Это был период эйфории, небывалого творческого подъема, — говорит менеджер по продажам Федерико Лульи (Federico Lugli), — мы были полны решимости не только вернуть утраченные позиции, но и стать ведущим производителем акустических систем в Италии». Однако для победы недостаточно одной только эйфории. Шаг за шагом компания отлаживала свое производство, оттачивала методы и стиль разработок, что позволяло делать продукцию все более совершенной. Это был период всплеска творческой энергии, подъема — тот самый период пассионарности, на волне которой в 2007 году и появилась концепция TT+.

Массив, каким он должен быть

Пока «Водник» шлепал винтами в сторону вмещающего ландшафта, у меня было время пообщаться с людьми из RCF. Удивляет то, насколько четко они понимают свои задачи. Спросите продакт-менеджера проекта TT+Эмануэле Морлини (Emanuele Morlini) о том, каким должен быть современный линейный массив, и он разложит все по полочкам за считанные минуты. После разговора с ним я еще раз пришел к выводу, что успех продукта определяется не столько какими-то конкретными характеристиками — важна концепция в целом. Сочетание качеств, которое либо нравится пользователю, либо нет. Сочетание качеств серии TT+ в целом и TTL55-А как самой мощной на данный момент модели подкупает своей логичностью.

Итак, каким должен быть современный линейный массив? Мощным, но при этом компактным и легким. И это не просто вопрос человеколюбия (читай — грузчиков), это вопрос экономики. Транспортировка и хранение, особенно больших комплектов (а TTL55-Асоздан для работы на самых крупных площадках), — это вполне ощутимые затраты. Снижаем вес и габариты — снижаем расходы. Поэтому в динамиках используются только неодимовые магниты, а сами системы — только в активном исполнении и только с усилителями класса D. Вообще концепция all on board (все на борту) тут реализована настолько детально, что поговорить о ней стоит отдельно. Скорость монтажа и настройки — еще один важный аспект. Поэтому интегрирована подвесная система самой современной конструкции. Защелкивающиеся «пины», монтаж с подкатных тележек — все по самой современной моде. Контроль звука, и как результат — его качество. Контроль реализован максимально: каждый динамик нагружается не просто собственным каналом усиления, а собственным усилителем. Для этого в каждом трехполосном кабинете TTL55-Аустанавливается четыре (!) усилителя мощности Bang & Olufsen (2 x 1000 Вт — низ, 1000 Вт — середина и 500 Вт — верх), а в сабвуферах TTS-56 (2 x 21") на каждый излучатель работает собственный усилительный модуль Powersoft, что в сумме дает 6800 Вт суперниза в одном кабинете. Но нагрузить каждый динамик своим усилителем само по себе не достижение. Всем этим нужно как-то управлять, для чего в RCF разработан собственный интерфейс RDNet, позволяющий контролировать каждый усилительный модуль через управляющую сеть. Так даже самая сложная система позволяет контролировать буквально каждый аспект работы каждого усилителя мощности. RDNet уже не раз опробован в деле. Даже в конфигурации 24 кабинета на сторону плюс 20 сабвуферов контроль системой не вызывает никаких сложностей, а ведь это ни много ни мало 232 усилителя с собственными встроенными DSP, с полным контролем в режиме реального времени.

RDNet — уникальная разработка RCF, электроника (усилительные модули и DSP) — это единственные компоненты системы, которые RCF закупает у сторонних производителей, но все «прошивки» и программное обеспечение для них компания разрабатывает самостоятельно. В случае с усилителями класса D это означает, что усилительный модуль B & O, купленный в ОЕМ-комплектации, и усилительный модуль B & O в системе RCF — две разные вещи. Не будем забывать и об алгоритмах управления, ведь функция, до которой тяжело добраться, — в реальной работе бесполезная функция, какой бы нужной она ни была на самом деле. Одним словом, RDNetуникальна, несмотря на то что построена из общедоступных компонентов.

В заключение еще пара слов о реализации концепции all on board. TTL55-A выполнены в следующей конфигурации. Низ воспроизводится двумя 12-дюймовыми динамиками, на середину работает один 10-дюймовый. В высокочастотной секции трудятся сразу три высокочастотных излучателя, выходы волноводов которых образуют одну вертикальную линию. Среднечастотный 10-дюймовый излучатель также работает в рупор, что дает четко фиксированный угол раскрытия 100 x 7 градусов. Благодаря двум 12-дюймовым басам низа достаточно и без дополнительных сабвуферов, а TTS56, таким образом, служит неким дополнением. Но это еще далеко не все технические изыски из имеющихся на борту. В среднечастотной секции TTL55-A разработчики применили настоящее ноу-хау — технологию Impedance Control Coil. Технология проста, но очень эффективна. Как известно, с ростом частоты растет и сопротивление. Этот эффект раньше воспринимался как неизбежное зло (против физики не попрешь), однако инженерам RCF удалось придумать решение. Технология Impedance Control Coil заключается в хитрой катушке среднечастотного динамика. По сути, в нем установлено две катушки: первая — как у всех обычных динамиков соединена с диффузором, вторая — намотана прямо на магнит. Это техническое решение позволяет выравнивать сопротивление по всему диапазону воспроизводимой динамиком частоты.

Эмануэле Морлини, как человек причастный к созданию этой технологии, заверил собравшихся, что благодаря контролю сопротивления звук в средних частотах приобретает особую чистоту и прозрачность. И, забегая вперед, скажу, что во время демонстрации его слова полностью подтвердились.

Достойны особого упоминания и сабвуферы. Помимо недюжинной мощности, эти супербасы обладают кардиоидной диаграммой направленности, и тут разработчики тоже не обошлись без оригинальных решений. Если кабинеты устанавливать в стэки по три штуки, а средний кабинет развернуть задом наперед, то после нажатия соответствующей кнопки средний кабинет начинает работать особым образом, что приводит к снижению звукового давления на сцене до уровня –18 дБ в сравнении с давлением, которое распространяется в зал. Стоит ли говорить о том, насколько комфортнее музыкантам работать на сцене с такими «субами»? Все это детали, детали, детали, которые не говорят ни о чем, кроме качества проработки всей концепции в целом.

А завершает картину технической изощренности гиродатчик наподобие тех, что устанавливают в современные мобильные телефоны. Этот датчик позволяет определять положение кабинета в пространстве, в том числе угол его наклона. Такой датчик есть в каждом кабинете, благодаря чему информация о положении кабинетов передается настолько подробно, что, если на площадке поднимается ветер, компьютер в режиме реального времени показывает малейшие отклонения раскачивающихся массивов.

Итак, каким же должен быть современный линейный массив? Несмотря на техническую сложность, описать его вовсе не трудно. По большому счету это будет всего три пункта: легкость/компактность, простота монтажа и настройки, отличное звучание. Каким бы ни был сложным современный продукт внутри, в работе он должен быть простым и эффективным. И, похоже, в серии TT+ разработчикам RCF в полной мере удалось реализовать эту идею.

Вмещающий ландшафт

По мере продвижения «Водника» к вмещающему ландшафту чем больше я узнавал о концепции TT+, тем больше мне хотелось услышать TTL55-A в деле. На прошлогодней «Музыка Москва» я уже слышал TTL55, и даже прослушивание в условиях «склада металлопродукции» произвело сильное впечатление. Теперь самый мощный «массив высокого разрешения для туринга и театра», как позиционирует серию TT+ сам производитель, ждет нас прямо на берегу Клязьминского водохранилища. Стоит сказать, что место проведения презентации было выбрано идеально. Открытая площадка дает представление о реальных возможностях массива без поправки на акустику помещения, а длинные сходни, уходящие в воду метров на сто, позволяют оценить дальнобойность новинки. Итак, к делу. Звучит TTL55-А мощно и чисто. Обещан-ная прозрачная середина действительно присутствует. Когда в ход пошел насыщенный гитарами рок в исполнении AC/DC, даже при максимальной громкости гитарные партии Ангуса Янга и его старшего брата Малькольма не сливались в один сплошной треск, как это часто бывает при воспроизведении такого рода музыки. Очевидно, Impedance Control Coil не маркетинговый трюк, а вещь, которая работает. И в целом линейный массив RCF TTL55-А производит впечатление массива нового поколения. Компактный, мощный, громкий и — стильный (никуда не деться, это Италия). Достаточно легко собирается и мгновенно настраивается, благодаря RDNet. И грузчики будут довольны, потому что даже при наличии «субов» 2 x 21" тут нет деталей, которые невозможно оторвать от пола.

Не зная, какой бы еще устроить тест для TTL55, я переключил iPhone в режим GPS-навигатора и пошел в направлении от сцены. Самая дальняя точка (дальше пришлось бы плыть) оказалась на удалении 122 метра. И честно говоря, будь это концерт, даже тут я бы не почувствовал себя зрителем с самым дешевым билетом. TTL55 — работает. Как и теория этногенеза. Пользуясь периодом пассионарности, представители итальянского этноса создали идеальный инструмент для воздействия на вмещающие ландшафты. Как свои (в Италии акустические системы серии TTL55-А работают на всех значимых мероприятиях, включая выступления папы римского, собирающие до 120 000 человек), так и принадлежащие другим этносам (например, комплект TTL55-Ауже работает в прокате в Южной Америке, где особенно полюбился гастролирующим исполнителям тяжелой гитарной музыки вроде KISS и Iron Maiden). Подмосковной публике новый массив тоже пришелся по вкусу. Пока я производил манипуляции с GPS, на пятачок у нашего причала начали стягиваться водные мотоциклы, водителей которых, по-видимому, привлекла громкая музыка. И даже взлетавший из Шереметьево аэробус, как мне показалось, одобрительно качнул крылом. Хотя за это я не поручусь — было очень жарко.

RCF в лицах

Менеджер по продажам Федерико Лульи

Light.Sound.News: Как бы вы описали RCF, если бы у вас было всего тридцать секунд?

Федерико Лульи: Хорошее финансовое положение позволяет RCF непрерывно двигать вперед разработку и исследования. Все это составляет некую уникальную комбинацию, которая складывалась более шестидесяти лет. RCF — очень надежная компания, создающая современные системы, с хорошей поддержкой, с сетью мировых дистрибьюторов, очень хорошим и мощным бэкграундом. Для клиента наша продукция — хорошие инвестиции. В числе наших клиентов есть музыканты, которые работают по триста дней в году и не помышляют о том, чтобы поменять RCF на что-то другое.

Продакт-менеджер проекта TT+ Эмануэле Морлини

Light.Sound.News: Каждую новую модель автомобиля конструкторы хотят сделать более безопасной, экономичной, комфортной. Какие характеристики важны для новой модели профессиональных акустических систем?

Эмануэле Морлини: Они должны быть более мощными, компактными и удобными в работе. Идет оптимизация всей конструкции. Очень важен вес: для прокатчиков это меньшие затраты на транспорт, для инсталляторов — меньшая нагрузка на несущие конструкции, при одинаковой на-грузке на одну точку можно повесить больше звука. К тому же компактные системы визуально занимают меньше пространства, оставляя больше пространства для основного действа.

L.S.N.: Какие сильные позиции RCF вы могли бы выделить как ключевые?

Э.М.: Сегодня мы можем предложить одну из оптимальных программ производства в Европе. Наши разработки мы начинаем с нуля, то есть с источника звука. RCF сама производит высококлассные динамики, и уже вокруг них мы строим систему с заданными характеристиками. На стороне мы приобретаем только сырье и электронику (усилительные модули и DSP), но сами создаем программное обеспечение. То есть процесс производства системы находится под нашим контролем на сто процентов. Сегодня в мире не так много компаний, которые могли бы похвастаться аналогичными возможностями.

L.S.N.: Если бы я был потенциальным клиентом RCF, что бы вы сказали мне в качестве главного аргумента?

Э.М.: То же, что говорю всем. Не нужно слов. Найдите возможность сравнить наши системы с другими. И уже тогда делайте выбор.


Текст Александра Хорева