Система звукоусиления для концертов Лучано Лигабуэ на «Арене ди Верона»


Шесть концертов, около семидесяти тысяч зрителей и как минимум втрое больше тех, кто отчаянно пытался раздобыть прошлым летом билет на серию концертов Лучано Лигабуэ на «Арене ди Верона» в формате «группа с оркестром», который идеально сочетается с камерной атмосферой веронского амфитеатра.

По сравнению с предыдущими выступлениями артиста на данной площадке, это шоу претерпело несколько технических изменений. Одно из них — система звукоусиления RCF TTL55-A, которую команда Лигабуэ впервые использовала в лондонском Альберт-холле весной 2013 г. В Британии система RCF неплохо себя зарекомендовала, поэтому ее выбрали и для «Арены ди Верона» (далее Арена). Комплект, поставленный Nuovo Service, состоял из большой системы линейных массивов TTL55-A и ряда вспомогательных систем, тоже производства RCF.

Наш корреспондент видел шоу в последний день концертной серии, и звук оправдал его ожидания. Несмотря на акустические нюансы Арены и нетривиальное сочетание рок-группы и полноценного симфонического оркестра, опытная аудиокоманда (Nuovo Service, RCF и звукоинженеры. — Ред.) смогла создать микс высочайшего уровня, выжав максимум из обновленной системы RCF. К получению такого чистого и хорошо сбалансированного звука может привести только ряд логических и тщательно обдуманных решений. Во-первых, команда долго работала над системным дизайном, чтобы добиться равномерного звукового поля на всей площади Арены. Благодаря усилиям системного инженера Эмануэлe Морлини (Emanuele Morlini), специалистам Nuovo Service и RCF был достигнут отличный результат. Затем команда сконцентрировалась на сильных сторонах АС серии TTL, а именно на разборчивости и качестве звучания. Настройки системы звукоусиления должны соответствовать уровню артиста, ведь впечатления от шоу очень сильно зависят от мастерства специалистов по звуку.

Альберто Буттурини (Alberto Butturini) за FOH-микшером и Даниеле Трамонтани (Daniele Tramontani), занимавшийся микшированием оркестра, смогли сформировать динамичный сбалансированный микс, не «разгоняя» излишне систему звукоусиления, что было бы просто убийственным для этой сценической площадки. Благодаря минимальной обработке сигнала и новой системе RCF вокал звучал очень естественно, а Лигабуэ в вечер нашего посещения пел очень вдохновенно и убедительно. Вклад оркестра в общую звуковую картину был весьма существенным, иногда казалось, что он вот-вот «перетянет одеяло на себя». Конечно, более умеренная аранжировка упростила бы работу звукорежиссерам, зато шесть концертов Лигабуэ в Вероне имели громадный успех. Этому успеху не помещали ни спешный монтаж под дождем, ни то, что звуковая система использовалась на Арене впервые. Кстати, среди сильных сторон RCF можно выделить простоту инсталляции и настройки, что особенно ценно на открытых площадках при плохой погоде. В общем, публика была в восторге от концерта любимого артиста, а команда организаторов осталась довольна шоу.

Первое интервью наш корреспондент взял у Эмануэле Морлини, который вместе с Nuovo Service и технической командой RCF занимался дизайном системы звукоусиления для «Арена ди Верона».

 

ZioGiorgio.it: Итак, Эмануэле, у вас не только было маловато времени на настройку системы, но вы еще и неожиданно оказались под дождем. Я думаю, стадия предварительной подготовки в этом случае оказалась особенно важной?

Эмануэле Морлини: Процесс моделирования и системный дизайн — несомненно, самое важное в процессе подготовки шоу. Нам очень повезло, так как у нас заранее была вся нужная информация, и мы смогли создать виртуальную модель Арены, с которой можно было дальше работать. Сначала я подготовил проект, в котором выбрал идеальные позиции громкоговорителей, а затем, когда пришло время инсталляции, мы установили все компоненты согласно модели. Когда мы включили систему, то сразу поняли, что она работает в точности так, как предсказывала модель. А возможность удаленного мониторинга и управления с помощью RDNet помогла упростить весь процесс, который был завершен в рекордное время.

ZioGiorgio.it: Каковы трудности работы на площадках вроде Арены, абсолютно не приспособленных для современных систем звукоусиления?

Эмануэле Морлини: Одним из преимуществ было то, что, поскольку арена относительно небольшая, никто из публики не находился слишком далеко от громкоговорителей. Максимальная дистанция составляла восемьдесят метров до кресел верхнего яруса. Это означает, что основная PA-система могла легко покрыть площадку без дополнительных линий задержки. В то же время речь идет о римском амфитеатре, планировка и проект которого изначально задумывались для совсем других шоу, по очевидным причинам, строго акустических. Это значит, что мы должны были быть особо внимательными в определенном частотном диапазоне, включающем низко- и среднечастотные участки спектра. В итоге, система звукоусиления состояла из восемнадцати элементов TTL55-A, организованных в два кластера, десяти сайдфилов TTL55-A с каждой стороны и шести фронтфилов TTL33-A. Еще были сабвуферы…

ZioGiorgio.it: Да, расскажите о сабвуферах!

Эмануэле Морлини: Чтобы достичь искомого результата, мы создали две отдельные подсистемы НЧ-громкоговорителей. Первая состояла из двух массивов подвесных сабвуферов TTL36AS по восемь кабинетов на сторону, которые, будучи линейным источником звука, обеспечивали управляемую диаграмму направленности, позволяя нацеливать НЧ-излучение точно в слушательские зоны. Вторая подсистема включала 18 напольных инфра-сабвуферов TTS56A с двумя 21-дюймовыми динамиками. Эти сабвуферы, размещенные в оркестровой яме, благодаря встроенным DSP, создавали кардиоидную диаграмму направленности с ослаблением звукового давления в задней полуплоскости. Это повышало комфорт артистов на сцене и облегчало работу звукорежиссеров с микрофонами.

ZioGiorgio.it: Управляемая направленность? Можно поподробнее?

Эмануэле Морлини: Это алгоритмы, реализуемые встроенными процессорами, которые есть в каждом громкоговорителе. Причем пользователь может легко и просто управлять ими с помощью системы RDNet. На практике алгоритм управления направленностью задает задержку для каждого отдельного источника таким образом, что в результате фазовых сложений и вычитаний общая диаграмма направленности системы изменяется, как если бы происходило изменение физического положения источников. При настройке системы пользователь выбирает угол, на который нужно виртуально наклонить определенные элементы подвесного массива или развернуть напольные сабвуферы, и просто вводит нужное значение в окошке на экране.

ZioGiorgio.it: Серия RCF TT дебютировала в туре Васко Росси 2011 года. Как эволюционировали эти АС с тех пор? Я задаю вам вопрос как авторитетному эксперту, поскольку знаю, что вы были одним из разработчиков этой системы.

Эмануэле Морлини: Сегодня это совсем другие громкоговорители. С момента выпуска пилотных экземпляров мы приобрели опыт и собрали огромное количество данных. Аппаратная часть, конечно, осталась той же, но были внедрены новые фильтры, алгоритмы ограничения и дополнительные функции, включая управление направленностью, о которой мы только что говорили. Это облегчает настройку системы, и мы очень довольны результатом. Кроме того, мы получили массу положительных отзывов от людей относительно звучания RCF TTL55.

Следующее интервью — с Альберто «Mente» Буттурини («mente» на итальянском означает «мозг») и звукорежиссером оркестра Даниеле Трамонтани.

ZioGiorgio.it: Альберто, Арену-ди-Верона вряд ли можно назвать стадионом…

Альберто Буттурини: Да, это точно! (улыбается)

ZioGiorgio.it: Я хотел спросить, используете ли вы какие-то специальные приемы во время работы на микшерном пульте, чтобы подстроиться под площадку, которая не предназначена для шоу такого типа.

Альберто Буттурини: С практической точки зрения важно понимать акустическую природу этой площадки даже в большей степени, чем в случае со многими большими стадионами. Днем пустая Арена имеет характерное индивидуальное звучание, создаваемое отражениями от розового песчаника, из которого построен амфитеатр, металлических сидений, пластикового напольного покрытия и т.д. Это создает крайне агрессивный и «жесткий» звуковой ландшафт. Поэтому важно не обмануться на саундчеке, звук на котором всегда будет резче и громче, чем во время концерта, в присутствии большого числа людей, изменяющих отражающие свойства поверхностей. Если вы попытаетесь слишком смягчить звук во время дневных чеков, вечернее шоу будет безжизненным, с плохой разборчивостью в высокочастотном диапазоне. Понятно, это дело вкуса, но эта концепция, хотя и является приближенной, достаточно верна. Второй и не менее важный аспект — это то, что уровень «антропогенного» шума на площадке достаточно высок: зрители обычно подпевают с первой до последней ноты концерта, и из-за ограничений (по уровню громкости — перев.), установленных на Арене, я иногда с большим трудом слышал, что вообще происходит.

ZioGiorgio.it: Каковы эти ограничения для Арены?

Альберто Буттурини: Максимально допустимое значение SPL уменьшили до 95 дБ. Трудно, создавая микс достаточно эмоциональный и ориентированный на рок, да еще в сочетании с симфоническим оркестром, не выйти за эти рамки.

ZioGiorgio.it: Что это означает с точки зрения звучания?

Альберто Буттурини: Что «роковый» звук не должен быть чрезмерно мощным; вместо этого я старался увеличить уровень разборчивости и работать с очень направленным фронтальным звуком. Нужно помнить, что, в отличие от предыдущих концертов, в этот раз оркестр присутствовал практически во всем представлении, за исключением четырех финальных песен, в которых, как ни парадоксально звучит, мне его даже не хватало. Я имею в виду, что во время выступлений с оркестром у нас было около двухсот открытых микрофонов на сцене, многие из которых конденсаторного типа… в общем, вы поняли, к чему я …

ZioGiorgio.it: Я понимаю, о чем вы; это очень сложная работа. А что вы «держали про запас» для динамичных композиций, потому что, как я понимаю, что-то такое должно было быть…?

Альберто Буттурини: Мы обязательно «прибирали» некоторые микрофоны оркестрового пространства, самые чувствительные и расположенные в критических местах Schoeps и ambient-микрофоны. Если бы мы не регулировали таким образом их чувствительность, все закончилось бы тем, что семьдесят барабанов и пятьдесят гитар свободно проникали бы во все каналы … причем гарантировано.

ZioGiorgio.it: Пытались ли вы «вырезать» какие-либо инструменты в миксе, чтобы освободить частотные промежутки и более качественно объединить миксы оркестра и группы?

Альберто Буттурини: Нет; в основном, я полагался на возможность в какой-то мере микшировать и оркестр. Даниеле отвечает за микс всего оркестра, затем отдает четыре стереопотока, которыми я могу управлять на свое усмотрение. Я очень внимательно изучил песни, поэтому точно знал, где нужно акцентировать определенную «четверть оркестра», а где, наоборот, приглушить ее. Все что я делал — это включал обрезной фильтр на 45 Гц в каналы оркестра, чтобы освободить место для «бочки».

ZioGiorgio.it: Кстати, я наблюдаю в последние годы тенденцию «подчищать» живой звук, насколько это возможно. Я говорю об использовании ушного мониторинга, звукоизолирующих кабинетов для гитары плюс пороговых шумоподавителей и динамической обработки для создания идеального звука. Существует ли опасность, что звучание потеряет индивидуальность и станет слегка «стерильным»?

Альберто Буттурини: Вы правы, но нужно смотреть на вопрос шире. Когда музыканты в студии изо всех сил стараются добиться особого звучания — а в наши дни характерное звучание очень важно для звукозаписывающей индустрии — очевидно, что они хотят воссоздать определенные звуки и решения в живом шоу. В этом плане лично я стремлюсь использовать, что ли, более «олдскульный» подход.

Но, что касается ушного мониторинга и звукоизолирующих кабинетов, мы имеем дело с факторами, связанными с техническими требованиями: есть оркестр, который должен играть и слышать свою игру, по возможности, идеально.

ZioGiorgio.it: В прошлом U2 и многие другие артисты, например, Васко Росси использовали систему звукоусиления, в которой часть оборудования выделена исключительно для вокала. Что вы думаете о такого рода технических решениях?

Альберто Буттурини: Я никогда не пробовал ничего подобного, так что не могу комментировать. У инженеров, которые прибегли к такого рода решениям, должны были быть свои причины, но лично я никогда не сталкивался с такой необходимостью. В частности, в этом туре, где мы получили прекрасный вокал Лучано: разборчивый, мощный и собранный. Но, как я уже сказал, чтобы у меня сложилось окончательное мнение, я должен попробовать другие варианты сам. Однозначно могу лишь сказать, что решение такого типа будет дорогим, и затраты должны быть оправданы результатом.

ZioGiorgio.it: В этом контексте, я думаю, будет справедливо сказать, что вы никогда не требуете излишнего оборудования, Однако в вашем арсенале есть пара настоящих редкостей … не расскажете о них?

Альберто Буттурини: В этом году, поскольку нам нужно было подавать аналоговый сигнал на систему звукоусиления вместе с выходным сигналом с пульта, я решил отказаться от DA-конверторов DiGiCo и вместо этого применил конвертор Lavry для основной PA-системы и Apogee DA16x для фронтфилов и всего остального. Я пытался улучшить систему, и должен сказать, что поскольку эти конверторы являются лидерами в своем классе, результат был слышен как в плане запаса мощности, так и в плане прозрачности звука. Второй момент связан с тем, что, поскольку у нас было четыре цифровых пульта и несколько дополнительных внешних консолей, мы применили внешний генератор тактовой частоты Antelope Audio, что значительно улучшило работу.

ZioGiorgio.it: Давайте перейдем к новой системе звукоусиления для этого шоу. На самом деле, некоторые особенности выделяют ее среди тех систем, с которыми вы работали до сих пор. Каково ваше впечатление?

Альберто Буттурини: Первое: все компоненты, усилители и процессоры находятся в кабинетах; этот момент, хотя и удобен с точки зрения установки и настройки системы, не относится напрямую к ее звучанию. С другой стороны, если смотреть только на аспекты звука, мы рискуем затеять бесконечный спор, который обычно никуда не приводит. Однако для шоу, которое мне предстояло, были важны мои впечатления. Поэтому предварительно я собрал систему из двух точечных громкоговорителей RCF TT2 с сабвуфером, чтобы понять характер звучания громкоговорителей серии ТТ. Благодаря тому, что мы использовали для шоу цифровые консоли DiGiCo, у нас была возможность провести виртуальный саундчек для формирования предварительного микса. Учитывая, что из-за дождя и ограничений по времени у нас было всего несколько часов на репетицию днем, это было очень кстати. А затем начался первый концерт, который, фактически, стал чем-то вроде генеральной репетиции, и, несмотря на это, результат уже был очень хорошим. В общем, не так много времени ушло на то, чтобы разобраться с системой RCF, которая оправдала все мои ожидания. В частности, тот факт, что мы использовали громкоговорители с 12-дюймовыми динамиками, внес значительный вклад в качество воспроизведения вокала. Понимаете, не стоит ожидать, что звучание RCF будет похожим на ту или иную знакомую вам систему. Оно отличается от конкурентов, и я думаю, что так и должно быть. Это итальянская система, очень качественная и делающая уверенные шаги на рынке. В целом, я доволен опытом и результатами этих концертов.

ZioGiorgio.it: Какие эксперименты вам бы хотелось провести с системами звукоусиления? Ничем не ограничивайте себя в ответе!

Альберто Буттурини: Ну, поскольку мы уже говорили о кластерах, выделенных под вокал, есть одна система, которую я пробовал много лет назад — по-моему, это был 1997 год — и это решение, о котором я вспоминаю как об очень удачном, строилось на использовании центрального монофонического кластера. Это еще было время точечных источников, но я помню очень отчетливо, что звук, который я получил, был очень хорошо сфокусированным и сбалансированным. Было бы интересно снова попробовать что-то подобное, используя опыт, накопленный за прошедшие пятнадцать лет технических разработок…

ZioGiorgio.it: Даниеле, вы снова за пультом оркестра, в роли, в которой вы с годами стали специалистом. Как вы добились того, чтобы в миксе был слышен каждый инструмент?

Даниеле Трамонтани: Конечно, на все влиял тот факт, что всего в нескольких метрах играла рок-группа. С моей точки зрения это означает, что звучание оркестра должно быть более плотным и менее симфоническим: чуть более активным и чуть более динамичным. Поэтому нужен другой подход к микшированию и эффектам. Один из примеров — использование ревербератора с другими настройками с целью сделать микс более плотным по сравнению с классическими методами «звуковых хвостов» и имитации физического окружения. Сложно учесть все нюансы, но выбор типа и расположения микрофонов становится еще более критичным, чем обычно.

ZioGiorgio.it: И как вы поступили в этом случае?

Даниеле Трамонтани: К сожалению, времени у нас было в обрез, так что мы применили стандартные для таких задач решения, несмотря на то, что, по сравнению с другими концертами у нас было больше микрофонов и они использовались более интенсивно. Инпут-лист оркестра содержал более 100 микрофонов! Я использую всенаправленные DPA 4099 для всех струнных и Schoeps в качестве ambient микрофонов. Одна из моих хитростей — когда вступают ударные, я закрываю все Schoeps’ы, расположенные позади ударной установки, и очень внимательно слежу за чувствительностью остальных ambient микрофонов.

ZioGiorgio.it: Вы контролируете микс в наушниках?

Даниеле Трамонтани: Да, поскольку Альберто делает финальный микс для зрителей, а мне нужно слышать вариант, на которых оркестр «выдвинут вперед», чтобы более эффективно управлять миксом. Так что я провожу большую часть времени в наушниках, хотя иногда их и снимаю, чтобы иметь представление об общей картине. Конечно, поскольку я пользуюсь частично звукоизолированными наушниками, Альберто посылает мне предварительный микс группы, которую я иначе не услышал бы, и я пользуюсь им, регулируя уровень и управляя микшированием группы и оркестра у себя в наушниках.

ZioGiorgio.it: Какую обработку вы используете в отдельных каналах оркестра или хотя бы что применяете чаще всего?

Даниеле Трамонтани: Почти ничего (Даниеле показывает нам параметры мониторной консоли DiGiCo — ред.). Если играют хорошие музыканты, инструменты озвучиваются качественными микрофонами, а система звукоусиления не вызывает нареканий, практически единственное, что мне необходимо — обрезать нижние частоты. Звучание оркестра изменяется регулировкой баланса между различными частями и с помощью ревербераторов при менее активном использовании фильтров. Это очень тонкий подход к микшированию, и достаточно трудно получить требуемый результат, но он впечатляет.

ZioGiorgio.it: Вам удалось составить мнение о системе RCF, которая использовалась на концертах Лигабуэ?

Даниеле Трамонтани: В практическом смысле система RCF дала мне возможность работать без каких-либо особых проблем. Это не тот тип громкоговорителей, к которому я привык… Я обычно работаю с L-Acoustics K1, у которых другие системные характеристики. Эти отличия — например, выбранные для RCF 12-дюймовые динамики, тогда как чаще применяются 15-дюймовые — не создали никаких практических проблем. В связи с этим я думаю, что, в конечном счете, все зависит от того, какое количество воздуха вы двигаете и как вы его двигаете, и этот параметр не привязан строго к площади диффузора — он также связан с размерными характеристиками кластеров и огромным количеством других параметров. Но сравнение TTL 55 с «нестандартными» или «некоммерческими» системами, на мой взгляд, неприемлемо. Насколько я понимаю, громкоговорители RCF ориентированы на широкий рынок, тогда как другие эксклюзивные системы разработаны и построены для небольшого числа пользователей, по одному или два на страну. Поэтому их используют специализированные прокатные компании, и эти системы, по сути, сделаны на заказ, особенно если мы говорим о начале их коммерческого цикла. На Арене команда RCFсработала отлично, и результат, который мы получили, очень хорош. Я безмерно уважаю этих ребят и хотел бы поблагодарить их за помощь и техническое мастерство.

Наш корреспондент поговорил также с Вилли Губеллини (Willy Gubellini) из Nuovo Service, прокатной компании, предоставившей систему RCF для концертов в Арене.

ZioGiorgio.it: Вилли, в чем состоят ваши обязанности?

Вилли Губеллини: Я отвечаю за звук на концертах Лигабуэ. И пару лет назад уже использовал громкоговорители RCF TTL55 на большом стадионном турне Васко Росси. Еще тогда я отметил для себя качество и надежность этих систем, и, что не менее важно, специалисты RCF проявили способность и готовность слушать (два ценных качества, которые редко сосуществуют).

ZioGiorgio.it: Если бы нужно было подвести итог с точки зрения бизнесмена и с точки зрения инженера, что бы вы сказали о своем впечатлении от этой системы?

Вилли Губеллини: Впечатление от моего общения с людьми и колонками RCF вплоть до настоящего времени и, в частности, от моего участия в концертах Лигабуэ определенно положительное. Хороший уровень взаимопонимания с инженерами RCF, о котором я уже говорил, позже подтвердил отличный результат всех шести концертов в «Арена ди Верона». Меня особенно впечатлила равномерность дисперсии и хорошее покрытие на периферии по сравнению с другими системами, работавшими на этой площадке. Вдобавок, применение 12-дюймовых динамиков в кабинете TTL 55 вместо 15-дюймовых для воспроизведения средних и низких частот хотя и могло сперва создать впечатление «слабого» звука, на самом деле помогло сделать звук чище и улучшить контроль над частотным диапазоном, в который попадает голос артиста. И этот результат, безусловно, был однозначно оценен на Арене как экспертами, так и широкой публикой.


Беседовал Альдо Чиаппини (ZioGiorgio.it). Журнал "LightSoundNews", №4 за 2014 г.

Связанные товары Связанные товары