Большинство людей знакомы с термином экзальтация, но в современной Европе мало кто осознает его глубокий культурный смысл. В июле 2018 года в Латвии столетняя годовщина основания независимой республики была отмечена эпичным событием с участием хора на 16 500 голосов, и можно сказать, что участники действия достигли этого состояния.
Построенная в 1955 году Большая эстрада в Межапарке (Mežaparks Great Bandstand), где проходило мероприятие, является площадкой под открытым небом. Она напоминает римский амфитеатр, за исключением того, что там, где находятся ступени, расположились более шестнадцати тысяч исполнителей, выступавших для тридцатитысячной аудитории. Именно с этим количеством голосов и за созданием уникальной атмосферы промоутер Гиртц Мейджорс (Girts Majors) из Positivus Event и обратился к UBS, известной латвийской прокатной компании, для разработки решения по обеспечению мероприятия качественным звуком.
«Внедрение системы d&b было ключевым компонентом того, чтобы сделать это событие по-настоящему запоминающимся, – сказал Эдмундс Вернерс Зазерскис (Edmunds Verners Zazerskis), управляющий директор компании UBS. – UBS была основана в 1998 году, и в течение многих лет мы обеспечивали звук на различных фестивалях хоровой песни… и почти всегда с помощью наших систем d&b. Но мероприятие подобного размаха не было легким для нас. Слушательская зона представляла собой квадрат со сторонами 130 на 130 метров; было бы невозможно получить равномерное звуковое давление по всем зрительским местам с использованием двух-четырех линейных массивов в подвесе, даже на двадцатиметровой высоте. С точки зрения слухового восприятия, такие башни с большими массивами фактически отделяют хор от зрителей, что полностью противоречит духу подобных концертов. Для зрителей самое волшебное чувство – не просто сидеть напротив огромного хора и РА системы. Смысл в том, чтобы они стали частью хора и даже пели вместе с ним. Наш богатый опыт по звукоусилению хоровых событий и прозрачность звучания систем d&b позволил нам добавить мероприятию этот неуловимый магический ингредиент».
Как уже было упомянуто, Зазерскис разработал распределенное решение. «Мы установили шесть небольших линейных массивов V-серии, равномерно размещенных по всей 130-метровой ширине площадки. В дополнение мы использовали двадцать пять точечных источников V7P, дополненные сабвуферами V-SUB, расположенными равномерно внутри хора. Распределение сигнала было замысловатым: соседние громкоговорители излучали разный сигнал для того, чтобы избежать негативного влияния интерференции (фазовых вычитаний). Задача была объединить звучание как можно большего количество виртуальных хоров из громкоговорителей с живым звучанием хора, с основной системой и с поющими зрителями. Результат был достигнут довольно легко. Обычно наша работа с системами d&b заключается в установке необходимых параметров задержки из ArrayCalc, импортировании их в программу удаленного доступа R1, а также небольшой (или нулевой) эквализации. Эти манипуляции позволяют добиться плотного, магического звука, который нам и нужен».
Гиртц Мейджорс объявил фестиваль большим успехом: «Все участники остались крайне довольны результатом. Это был большой шаг вперед по сравнению с предыдущими мероприятиями».