Паси Хара и KLANG добавляют третье измерение сценическому мониторингу музыкантов


 

Один из первых пользователей KLANG:fabrik, мониторный инженер Паси Хара (Pasi Hara), произвёл апгрейд своего сетапа и перешёл в работе на карту DMI-KLANG. Бонусами этого решения являются простота подключения, полная интеграция с консолями DiGiCo Quantum и SD, снижение задержки и, как и с любым процессором KLANG, идеальная среда мониторинга с эффектом погружения для артистов. Паси Хара — один из самых известных в мире мониторных инженеров. Он вышел из финского металл сообщества и начинал как гитарист, но быстро понял, что больше интересуется техническими деталями шоу. Дебютировал он с хельсинкскими готик-рокерами H.I.M. в качестве FOH-инженера, а затем стал мониторщиком группы. Позже именно в этом качестве он работал с такими артистами, как Slash/Guns N' Roses, The Cult, Tower of Power, Beck, Fergie, Fall Out Boy и Tool. А мировую известность он получил как мониторный инженер System of a Down.

Работая в условиях мощного звука, который отличает стиль хэви-метал, Паси Хара всегда старался сделать мониторный микс более точным, комфортным и безопасным для слуха музыкантов. Иммерсивная система KLANG стала его основным инструментом для достижения этой цели.

«Впервые я услышал о KLANG, когда в моей ленте Facebook появилась их реклама, — вспоминает Паси Хара. — Я подумал: надо глянуть, что это такое, зашёл на их сайт, посмотрел видео… а затем написал им имейл, где говорилось: я в высшей степени заинтересован!»

Этот немедленный и живой интерес возник, потому что Паси Хара понял: процессор KLANG:fabrik позволяет создать виртуальную, но очень точную копию сценического окружения любого музыканта в его ушных мониторах. Каждый инструмент на сцене можно разместить в 3D-пространстве IEM микса.

В 2014 году Паси впервые опробовал KLANG:fabrik с гитаристом Guns 'N' Roses Слэшем на одном из его сольных концертов в Германии. Группа была очень громкой, и в микрофон вокалиста Майлза Кеннеди (а значит и в его IEM-системы) проникал сильный шум. «С помощью KLANG я просто сдвинул гитару в 3D миксе Майлза в сторону, а его вокал поставил спереди, в зоне наивысшей субъективной громкости. Благодаря этим нехитрым действиям я смог снизить общую громкость мониторного микса на 9 — 10 дБ! Никакой больше крови из ушей, и при этом никакого «я не слышу себя» от Майлза, просто фантастика! — вспоминает Паси. — В 3D-миксе гитара была позади и сбоку Майлза, как и на сцене. Кроме того, мне не пришлось как обычно заниматься «художественным вырезанием» частот, чтобы совместить инструменты в миксе — в 3D для них куда больше места, чем в стерео. С тех пор я стал ярым пропагандистом KLANG».

KLANG:fabrik отлично сработал и для великой группы System of a Down. Особенно показательной была реакция барабанщика Джона Долмаяна. Паси настроил расположение ударных инструментов в приложении KLANG так, как Долмаян слышит их звук со своего места. «Я помню, что Джон сел за установку, прошёлся по томам один раз, затем посмотрел на меня и сказал: «Что ты сделал???» И прежде чем я начал оправдываться, он сказал: «Ничего не трогай. Все идеально!». Джон — очень координированный барабанщик и, как правило, смотрит прямо перед собой, когда играет. Так что в его миксе в наушниках все именно так, как вживую перед ним».

Участники System of a Down с восторгом отзываются о преимуществах, которые они получили при переходе на иммерсивное мониторное микширование. «До эпохи KLANG мне приходилось угадывать, что играют другие члены группы. Теперь я слышу каждую ноту!», — делится своими впечатлениями Долмаян. Шаво Одаджян, басист группы, который перешёл на ушной мониторинг с KLANG прямо с напольных мониторов, говорит: «Теперь я могу находиться в любой точке сцены и четко слышать всё, что происходит у остальных. Это действительно меняет дело!". А для вокалиста Сержа Танкяна все дело в третьем измерении, которое KLANG добавляет в пространство микса: «Это создает гораздо больше возможностей для «упаковки» инструментов в микс без обрезания их частотного диапазона. KLANG обеспечивает куда большую чёткость звучания, чем при стандартном стерео мониторинге».

Паси Хара использовал KLANG:fabrik со многими артистами. Ebi, The Cult, KISS, Slipknot и Stone Temple Pilots оценили все прелести иммерсивного мониторинга. Рейтинг Паси Хары как профессионала рос, в первую очередь благодаря его мастерству, но не без помощи аппаратных средств в виде KLANG. Недавно Паси расширил свой парк новой картой DMI-KLANG. Он использует DMI-KLANG c консолью DiGiCo SD5 через Orange Box или подключая ее в слот DMI, расположенный на задней панели новейших Quantum225 или Quantum338. «Во время пандемии я занял в прокате пульт SD12 с картой DMI-KLANG и попробовал использовать на этом сетапе свои шоу-файлы с KLANG:fabrik. Я услышал разницу. Задержка, которая и так низкая у KLANG, с DMI-KLANG составляет всего четверть миллисекунды. Задержка очень важна, я всегда измеряю ее величину от микрофона до ушного монитора. Любое цифровое устройство, которое вы добавляете в линию, накапливает задержку в системе. Но с картой DMI-KLANG эта добавка микроскопична».

Паси Хара говорит, что система иммерсивного мониторинга KLANG меняет принципы работы на сцене. «Не все сразу понимают идею 3D мониторного микса, потому что модное слово «иммерсивный» используется для обозначения слишком многих вещей, — говорит он. — Но когда я достаю iPad с установленной программой KLANG:app и показываю людям, как это работает, меня сразу же все понимают. Вы тоже можете скачать приложение KLANG на свой планшет или телефон и с помощью встроенного мультитрека в демо-режиме поиграться расстановкой инструментов в 3D-миксе. Попробуйте, возможно KLANG изменит ваш мониторный мир так же, как изменил мой!»

Загрузить приложение KLANG:app для IOS, Android, MacOS и Windows можно тут.

Если вы хотите попробовать иммерсивный мониторинг KLANG со своим артистом — свяжитесь с Дарьей Бахмановой (pr@arispro.ru, +7(926)249-27-40).

 

Связанные товары Связанные товары