Музыкальный театр — это всегда вызов с точки зрения звука: множество сигналов, масса входов / выходов, огромное количество радиочастот и толпа людей на сцене. Но фишка в том, что мюзикл 40-45 не показывают в театре. Не подразумевается ни сцена, ни система звукоусиления для нее. Этот уникальный спектакль разворачивается на временной локации недалеко от Брюсселя. Вместо декораций — система видеоотображения. Тысяча шестьсот зрителей на трибунах, пятьдесят актеров постоянно находятся в движении, а звук для зрителей подается в наушники. В основе звуковой системы мюзикла находится пульт DiGiCo SD7T с процессором Quantum 7.
Шоу 40-45 – это история любви и потерь, сосредоточенная вокруг семьи, раздираемой религией и войной во время немецкого вторжения в Антверпен в 1940 году. Динамичный сюжет (около 15 сцен) воплощается в жизнь и, временами, в смерть благодаря светодиодным экранам, которые служат декорацией для шоу. На экранах — английские истребители Спитфайер, немецкие мотоциклы, перестрелки с силами сопротивления и праздничные гуляния в бельгийском баре.
В плане звука это захватывающий иммерсивный опыт благодаря системе 3D-звучания Klang:technologies, дополненной несколькими сабвуферами. Зрители в наушниках перемещается по трибунам, при этом каждая из трибун находится в движении.
«Ни одна другая консоль на рынке не справилась бы с этим шоу. Система автоматизации и функциональность театральной прошивки DiGiCo вне конкуренции, – говорит звукооператор Игорь Доккс (Igor Dockx). – SD7 Quantum обладает широким функционалом, эргономична и легка в программировании. Есть возможность вносить изменения в несколько cue сразу, что на данном проекте просто необходимо».
На сцене мюзикла (как таковой сцены, напомним, нет) находится от двадцати до двадцати пяти актеров, иногда больше, многие из них поют. Поэтому в дополнение к основному пульту SD7T потребовалось крыло EX007, полностью предназначенное для хора.
«Идея состоит в том, что зрители слушают шоу через наушники, а актеры используют систему персонального мониторинга; каждый исполнитель основного состава слышит стереомикс, а участники хора получают несколько моно-миксов, – рассказывает Питер Домс (Pieter Doms), главный звукооператор 40-45. – Мы задействовали все шины на SD7T. Мы работаем со 140 каналами и 190 снэпшотами, так как каждое шоу должно быть практически идентично предыдущему. Далее, у нас 32 стереомикса и 33 моно AUX-а».
Система персонального звукоусиления, разработанная компанией Amptec (в роли производителя выступили Glensound), включает в себя восемьсот эксклюзивных предусилителей для наушников с беспроводной связью; стерео-микс отсылается на приемники, расположенные на каждой трибуне зала, а оттуда звук распределяется на кастомные наушниковые усилители Amptec dual-boxes, расположенные между сиденьями зрителей.
Игорь Доккс большой поклонник динамического эквалайзера DiGiCo: «Мы используем по крайней мере одну полосу эквалайзера для всех основных актеров состава в качестве динамической, чтобы иметь возможность оперативной коррекции в моменты, когда звучание голоса становится излишне агрессивным. Мы также часто используем канальный компрессор DiGiCo – на канале, в группе и на шине микширования. Все работает отлично».
Важнейшим залогом успеха мюзикла 40-45 стал новый «движок» DiGiCo Quantum 7. Томас ван Хоупен (Thomas van Hoepen), который совместно с Марком Лайксом (Marc Luyckx) был саунд-дизайнером шоу, говорит, что оперативность и высокая производительность имели огромное значение, и без Quantum их просто невозможно было бы достичь.
«Мы попытались настроить сетап на стандартной консоли SD7, но у нас быстро закончились каналы, особенно из-за плагинов Waves, которые мы запускаем через сервер SoundGrid, — объясняет ван Хоупен. – Масштабы постановок увеличиваются, люди хотят большего; так что шоу вроде 40-45 – это только начало. Мы достигли того уровня, когда у людей появился необходимый музыкальный опыт. С выпуском Quantum7 у нас пропали все технические ограничения; с творческой точки зрения мы можем двигаться вперед».
Прошли те дни, когда звукорежиссер был ограничен в отношении использования компрессии и эквализации на пульте SD7, добавляет Доккс: «Если один актер выигрышнее звучал с компрессией, то всем актерам приходилось использовать один и тот же фильтр — это была общая для всех настройка. Теперь, используя Quantum, вы действительно можете выбрать сигнал, посылаемый каждому. Можете индивидуально решать, кто и что слышит. Это преимущества нодального процессинга».
Перед мюзиклом 40-45 стоит ряд проблем, но самая большая из них — то, что зрители смотрят шоу в наушниках, а это значит, что у них нет чувства естественной акустики. Если, конечно, вы не используете Klang.
«Мы используем систему Klang для зрителей, а не для актеров. Нам было важно предоставить публике естественные ощущения при прослушивании шоу в наушниках, – объясняет ван Хоупен. – Одно дело – слушать в наушниках музыку, и нечто совершенно иное – это ощущения от присутствия на мюзикле. В этой связи нам пришлось каким-то образом создать пространство для слушателя. Система Klang позволяет различать месторасположение звуков: спереди, сзади, вокруг головы».
40-45 устраивает от десяти шоу каждую неделю, каждый раз с аншлагом. Это прекрасный результат для любого мюзикла, но, по словам Томаса ван Хоупена, еще большее достижение – это держать всю труппу в хорошем расположении духа.
Томас прокомментировал: «Благодаря нодальному процессингу мы можем предоставить каждому актеру то, что ему нужно, помня при этом, что у нас 140 настроек консоли для всех ролей, и они меняются от показа к показу. Более того, всякий раз мы должны сделать так, чтобы каждый актер был доволен своим миксом. Некоторые люди сначала играют в массовке, а затем переходят на главные роли, и видеть их постоянно довольными – это замечательно».
Дэвид Либенс (David Liebens) из Amptec говорит, что в качестве дистрибьютора DiGiCo они общались с ван Хоупеном и Лайксом по поводу возможного использования SD7 Quantum для 40-45. Когда структура шоу начала проясняться, то и выбор SD7 Quantum становился все более и более очевидным.
«Возможность проведения шоу с использованием одного пульта на этапе продакшена и возможность программировать шоу двумя звукоинженерами были одним из наиболее важных критериев выбора Quantum, — заключает Либенс. – Поскольку технология является совершенно новой, компании DiGiCo, Amptec и Studio Haifax тесно сотрудничали, чтобы гарантировать звукорежиссерам возможность беспрепятственно программировать шоу».