Вы знали, что женщины составляют лишь 5% работников в области PRO AV и шоу-индустрии? В преддверии Международного женского дня - о женщинах-первопроходцах в звуке, которые изменили эту сферу навсегда.
1. Делия Дербишир
Фото взято с сайта www.soundgirls.org
Делия родилась в далеком 1937 году в английском Ковентри. Она успешно закончила Кембриджский университет, где на математическом направлении на 10 студентов приходилась лишь 1 девушка! А изучала Делия математику и музыку. После окончания учебы в 1959 году Делия пыталась устроиться в Decca Records, где ей отказали - женщин в студию звукозаписи не брали. Не взяли ее и композитором на знаменитый телеканал BBC - предоставили лишь скромную позицию студийного ассистента. Позже она присоединилась к BBC Radiophonic Workshop - студии, которая обеспечивала саундтреками, музыкальными заставками и перебивками огромное количество теле- и радиопередач. Делия отработала в Radiophonic Workshop 13 лет. Она создала там множество композиций, о большинстве которых мы не знаем - в компании действовало правило анонимности сотрудников студии. Авторство только одной ее композиции было официально признано. Это - аранжировка саундтрека невероятно популярного сериала «Доктор Кто», созданная в 1963 году. Эта мелодия - один из первых электронных саундтреков на телевидении. Ее автор - композитор Рон Грейнер, однако ее финальное звучание было делом рук Делии Дербишир. Если вам знаком сериал «Доктор Кто», вы точно помните его саундтрек, буквально сплетенный из тихого гула, свиста, урчания и глубокой, красивой мелодии. Странное сочетание, но как еще, по-вашему, может звучать путешествие по времени! Она записала сотни звуков на аналоговую ленту, поэкспериментировала с их звучанием и высотой нот, а затем мастерски скомпилировала электронные свисты и бульканья в единый трек. В 1963 году получившееся произведение казалось новаторским и завораживающим - и, собственно, таким и было. Только ровно через 50 лет, к юбилею телесериала, ее авторство было оглашено.
Помимо работы на BBC, 60-е годы ознаменовались сольной работой Делии Дербишир и ее сотрудничеством с электронными группами, например «White Noise» и «Unit Delta Plus». К Делии обращался Пол Маккартни, она работала с музыкантами Pink Floyd.
Делия Дербишир ушла с BBC в 1973 году и пробыла в тени два десятилетия. Она была приверженцем творческой свободы - ее угнетали изменения в менеджменте BBC, а также повсеместно входящие в использование синтезаторы. Делия долго писала в частном порядке, занималась электронной музыкой - однако уже не выпускалась и не сотрудничала с музыкантами как раньше. Только к 1990-м годам Делия стала консультантом и сопродюсером музыканта Sonic Boom в двух альбомах его объединения EAR. Это стало ее последней крупной работой.
Полный текст вы можете прочитать здесь www.soundgirls.org
2. Этель Габриэль
Фото взято с сайта www.soundgirls.org
Этель Габриэль прожила ровно 100 лет - и это кажется наименее впечатляющей ее заслугой, когда знакомишься с биографией этой дамы. Этель была первой женщиной-продюсером крупного лейбла и одной из первых женщин в мире, работавших в сфере Artists & Repertoir. Ее карьера в RCA Records длилась четыре десятилетия и была невероятно плодотворной.
Этель выпустила более 5000 пластинок (и оригинальных, и переизданных) почти всех артистов из списка RCA (включая Элвиса Пресли и Долли Партон). Этель была первой женщиной, получившей Грэмми за лучший "отреставрированный" исторический альбом. Этель была первопроходцем практически во всем, за что бралась.
Этель Габриэль родилась в 1921 году в Пенсильвании. После школы она хотела поступить в колледж лесного хозяйства, но женщин (к счастью американской музыкальной индустрии) не допускали к участию в этой программе. Она поступила университет Темпл в Филадельфии, решив получить музыкальное образование. Для того, чтобы оплатить обучение, Этель устроилась на фабрику звукозаписывающей студии RCA. Она удостоилась чести наклеивать ярлыки на пластинки, но затем пошла на повышение и стала тестером. Этель слушала 500 пластинок по несколько раз, проверяя качество их звучания, и вскоре выучила все композиции с точностью до ноты. Со временем Этель стала секретарем менеджера по подбору артистов и репертуару студии Германа Диаса и помогала ему (а и иногда и подменяла его) на сессиях звукозаписи. В 1955 году она убедила RCA подписать Переса Прадо и спродюсировала его пластинку Cherry Pink and Apple Blossom White, которая стала мировым хитом.
Именно Этель была в RCA во время создания их студий в Нэшвилле, затем - подписания контракта с Элвисом Пресли, потом - их перехода от моно к стерео. Она продюсировала Рэя Мартина и его Orchestra Dynamica. Этель управляла дочерним лейблом RCA Camden, предназначенным для бюджетных записей. И не просто управляла - она сделала из коммерчески проблемного Camden лейбл, на который просились артисты флагманского RCA Records. Она переиздала «Рождественский альбом Элвиса», который стал первой пластинкой Элвиса, достигшей 10 миллионов продаж.
Этель работала в студии со многими артистами и группами - Chet Atkins, Caterina Valenti, Marty Gold, Los Indios Tabajaras, Teresa Brewer. За свою невероятную работу в RCA она получила 2 платиновые пластинки и 15 золотых пластинок Американской ассоциации звукозаписывающих компаний. А покинув RCA, Этель осталась в индустрии, была президентом и вице-президентом небольших звукозаписывающих компаний.
Вся карьера Этель Габриэль стала иллюстрацией ее поздней цитаты: “Yes, there are ‘record women’ in the industry – and they have ears, too!”. Переводить - только портить.
Полный текст вы можете прочитать здесь www.soundgirls.org
3. Тана Дуглас
Фото взято с сайта www.soundgirls.org
Тана Дуглас - первая женщина-роуди. Техническое обеспечение концертов было традиционно не женской работой. Но так было, пока не появилась Тана.
Ее карьере в тур-менеджменте и продюсировании дала старт встреча с известным тур-менеджером Уэйном «Свомпи» Джарвисом. Первой оплачиваемой работой Таны в этой области стало сотрудничество с группой Fox в качестве бэклайнера. Позже, перебравшись в Мельбурн Тана получила работу с… AC/DC! Тогда молодая и перспективная группа доверила Тане позицию FOH-звукорежиссера на своих концертах. Впрочем, как и сценический мониторинг. Шестнадцатилетняя (!) Тана, не получившая никакого музыкального образования и не имевшая опыта, с энтузиазмом взялась за работу. Она приобретала, пробовала и меняла громкоговорители и мониторы, экспериментировала с характеристиками и распределением оборудования. Тана рассказывала: «Мы давали концерты с другими группами, поскольку вначале мы не были хедлайнерами шоу, поэтому я смотрела и старалась узнать как можно больше от людей, которые явно знали, что они делают, и применять это на практике».
Тана провела с AC/DC больше года и перешла на работу в продюсерскую компанию ACT, которая специализировалась на турах по Австралии. Так Тана стала гастролировать с артистами Suzi Quatro, David Essex, Leo Sayer, Carlos Santana, Neil Diamond и Status Quo, в основном выполняя функции (внезапно) световика. Она продолжала задавать вопросы и жадно перенимать опыт. Позднее Тана перешла в компанию TASCO и гастролировала на правах художника по свету со звездами первой величины - Оззи Осборном, Игги Попом, Элтоном Джоном. 1980-е и 1990-е были очень интересным временем для работы в сфере сценического света - все стремительно менялось и развивалось. Как говорит Тана: “Еще недавно твой сетап выглядел как пара гидравлических световых матч с 16 световыми приборами, как вдруг у тебя на площадке подвесные ферменные конструкции с сотнями приборов, которые могут сами двигаться, команда риггеров чтобы контролировать точки подвеса ферм, выдвижные декорации… Пути назад не было!”
Но рождение сына изменило карьерные перспективы Таны. Несправедливость гастрольного мира - мужчина оставляет ребенка, уезжая в тур, а женщины такой привилегии лишены. Тана перешла в сферу логистики - обеспечивала группам точный график, необходимые документы, подвоз оборудования. Основанная Таной компания Network вела дела Bad Religion, Billy Ray Cyrus, The Red Hot Chili Peppers, Lenny Kravitz, Ice-T, Ice Cube. Позднее Тана ненадолго вернулась к работе тур-менеджера, а сейчас пишет книгу и участвует в работе организаций, поддерживающих туровых работников.
Очень вдохновляющие истории, правда? Кажется, 8 марта - это еще одна возможность признаться в своем восхищении девушкам и женщинам, которые ставят цели и добиваются их, строят головокружительную карьеру, занимаются любимым делом и не сдаются, даже если они - в крошечных пяти процентах.
Полный текст вы можете прочитать здесь www.soundgirls.org