В начале 2021 года в новозеландском Гамильтоне состоялся фестиваль выходного дня Festival One. Пять тысяч человек радовались возвращению живой музыки в их жизнь.
Не только зрители, но и артисты, и команда технического обеспечения были приятно взволнованы. Самым счастливым человеком, пожалуй, был системный инженер Бенни Мастертон, который спроектировал систему звукоусиления фестиваля, а также работал в качестве звукорежиссёра некоторых артистов. «После почти 12 месяцев изоляции это был настоящий кайф! — говорит Мастертон. — Я так давно этим не занимался, что немного «заржавел». А тут мозг наконец заработал в нужном направлении! Да ещё и мой любимый Adamson на порталах — всё, что нужно для счастья, было у меня в эти три дня».
Помимо Мастертона, на площадке также работали руководитель звукового отдела Festival One Питер Вуд (который также исполнял обязанности FOH-звукорежиссёра для хедлайнеров фестиваля) и Оливер (Олли) Барнетт из прокатной компании Eleven Audio, который занимался мониторингом артистов.
Мастертон рассказывает: «В Новой Зеландии редко бывало так, чтобы шоу приличного размера и уровня не включало бы мировых артистов. Обычно они приезжали с собственными командами и звукорежиссёрами. А сегодня мы делаем масштабный трехдневный фест силами гораздо меньшего количества технических специалистов. Сегодняшняя «усечённость» хотя и несколько упрощает работу, но зато ставит проблемы сохранения общего качества шоу и «вау-эффекта», которого люди ожидают от фестиваля такого уровня».
Настоящий концерт!
Бенни Мастертон родился в Новой Зеландии, но как многие люди его профессии странствовал по миру вслед за интересными проектами. Бенни много работал в Северной Америке как системный инженер. Adamson встречался ему там довольно часто, ведь завод по производству этих систем находится в Канаде. Бенни сотрудничал с компанией Eighth Day Sound и много гастролировал с различными группами, перемещаясь между Северной Америкой, Европой и своим домом, чтобы избежать зимы. «Это хорошо работало. До прошлого года,»— добавляет он.
Как и многие, Мастертон оказался в затруднительном положении, и к тому же вдали от дома, когда разразилась пандемия. «У нас был тур с певицей Холзи. Выступление в Манчестере 13 марта 2020 стало последним из-за введённых ограничений». Вместо трёх недель, которые он планировал провести в Великобритании, Мастертон пробыл там девять месяцев и вернулся в Новую Зеландию только в начале декабря 2020 года.
Успехи Новой Зеландии в борьбе с эпидемией позволили стране открыться раньше, чем основная часть мира. Поэтому Мастертон уже успел поучаствовать в нескольких концертах с тех пор, как вернулся домой. «Они были поскромнее, чем Festival One. Это мой первый большой опен-эйр за последний год!»
«Был принят ряд мер предосторожности, — продолжает он. — При входе проверяли мобильное приложение для отслеживания распространения COVID 19, также был проведён инструктаж по медицинской безопасности. Но фестиваль проходил, когда в Новой Зеландии уровень тревоги по COVID 19 уже снизился до единицы – это, в целом, «нормальная жизнь». Маски были обязательны только в общественном транспорте и самолетах, социальное дистанцирование было отменено. Конечно, мы протирали микрофоны антибактериальными салфетками и использовали дезинфицирующие средства для рук». Главными средствами индивидуальной защиты, как шутит Бенни Мастерсон, были яркие спецжилеты и рабочие ботинки. А самым важным и вовсе оказался солнцезащитный крем с защитным фактором 50, так как та неделя выдалась совершенно испепеляющей.
Основная система звукоусиления на фестивале состояла из двух линейных массивов по 12 модулей Adamson S10 на сторону, а также восемнадцати сабвуферов S119. «Adamson S10 легко потянули шоу для пяти тысяч человек, и даже был запас по звуку, — говорит Мастертон. — Я в восторге от этой линейки. Даже в дальней зоне S10 не уступали «старшим братьям» серии E». «Шесть стеков по два старых добрых Adamson Metrix мы использовали в качестве фронтфилов, чтобы добавить разборчивости сразу за ограждением», — добавляет он.
Прокатная компания Aukland Forge Production Services предоставила дополнительное оборудование, включая 12 напольных сценических мониторов Adamson M12. «Для мониторного микса мы использовали личную консоль Оливера Барнетта DiGiCo SD12 со сценическим модулем SD-Rack с 56 входными каналами, — добавляет Мастерсон».
Правильные пропорции
Бенни Мастертон испробовал множество акустических систем, поэтому выбор S-серии для Festival One был обоснованным. «Я люблю Adamson за ровный тональный баланс и высокий уровень звукового давления по всей зоне покрытия. S10 сохраняют тональный баланс даже на высокой громкости. Бывает так, что чем громче играет колонка, тем сильнее изменения в тональном балансе».
Мастертон добавляет, что широкая диаграмма направленности была особенно важной для Festival One из-за параметров площадки. Зона покрытия представляла собой ровное почти квадратное поле около 80 метров в ширину и 60 метров в глубину с небольшим холмом позади. Сцена на мероприятии была относительно невелика – расстояние между левым и правым кластерами около 14 метров. Звукорежиссёр использовал максимально возможную для такой сцены высоту подъема массивов (около 8 метров).
«Люди, сидевшие на холме на раскладных стульях на холме сзади сцены, хотели слушать музыку в более спокойном, не танцевальном режиме. И сабвуферы S119 тут хорошо подошли, — отмечает Мастерсон. — Они отлично передают транзиенты. Внутри один динамик, поэтому нет интерференционных вычитаний. Вы можете формировать звук в соответствии с типом музыки, которую вы микшируете. Это было полезно, так как у нас были и хип-хоп, и кантри, и поп — в общем всё, что только можно себе представить».
Особое внимание было уделено компоновке и расстоянию между сабвуферами. Девять стеков по два S119 каждый были развернуты в линию длиной примерно 20 метров. «Основной целью было придать сабвуферному массиву максимальную направленность. Так, чтобы позади на сцене звука от них было как можно меньше, а диаграмма направленности массива была максимально равномерной, без лепестков, — объясняет Бенни. — Я задержал каждый сабвуферный стек относительно предыдущего, от центра к краям. Крайние сабвуферы играли в противофазе относительно центрального».
Назад в будущее
Соскучившись по работе, Мастертон решил потратить больше времени на настройку системы, чем обычно: «Я подумал — если уж делать концерт, который бы звучал идеально, то пусть будет именно этот! Да и было просто приятно снова оказаться перед большой системой, слушать её, почувствовать панч. Нам хватило времени на все наши забавы, и звучала система действительно хорошо».
«Этот концерт после долгого перерыва навсегда останется со мной! — говорит Мастертон. — Когда двери грузовика открываются, и грузчики выкатывают громкоговорители на сцену — какое же это, оказывается, потрясающее ощущение!»