Музыкальный театр под руководством Геннадия Чихачёва (г. Москва)


 

Проект компании ARIS | Источник фото: www.pokolenie-teatr.ru

Дата реализации:

2021 год

Расположение:

г. Москва

Тип объекта:

Театры

Вместимость:

500 чел.

Компания «АРИС» оказала/выполнила:

  1. экспертиза зала: натурные измерения, выдача заключения
  2. акустическое проектирование в программе EASE с применением алгоритма Ray Tracing
  3. изготовление и монтаж рассеивающих конструкций на потолке и в оркестровой яме
  4. электроакустическое проектирование в программе EASE
  5. перевес и перенастройка имеющейся СЗУ; поставка дополнительных АС

Описание объекта:

Зал Театра Чихачева.

Театр является музыкальным. Зал театра небольшой (25 х 15 м) и спектакли проводятся там как с использованием техники звукоусиления, так и с естественным звуком. Спектакли сопровождает симфонический оркестр. Стены зала имеют ломаную форму, материал отделки – акустическая штукатурка. Потолок сложной формы, выполнен из белых панелей, которые мы вначале приняли за ГКЛ. На полу - ковровое покрытие.

Симфонический оркестр Театра Чихачева.

Техническое задание:

Театр обратился в наш БАР (Бюро Акустических Расчётов), так как ни художественный руководитель, ни музыканты, ни звукорежиссер не были довольны тем результатом, который получили после реконструкции. Коллектив театра испытывал сложности при работе над постановками, жаловались и артисты, и зрители.

Особые трудности:

Ограниченный бюджет. Высотные работы по подвесу звукорассеивающих конструкций на потолке. Совмещение монтажных работ с графиком работы театра (приходилось работать между спектаклями и репетициями, в основном по ночам, и каждое утро приводить зал в готовность к приходу зрителей).

Концепция предложенного решения:

Мы разбили работу на несколько этапов (в том числе и по причине финансирования - дополнительные траты сразу после реконструкции театру нужно было обосновать):

  1. Экспертиза. Провести измерения, выдать отчёт
  2. Акустическое проектирование. Предложить меры по улучшению
  3. Реализация (изменение акустики помещения, перевес и перенастройка существующей СЗУ, поставка и монтаж дополнительных АС)

Этапы работы над проектом:

№1 Экспертиза. Выявилось несколько проблем, негативно влияющих на звук в театре

Акустические измерения мы проводили с помощью всенаправленного источника тестового сигнала Outline GSR и измерительной станции NTI.

Акустические измерения Театра Чихачева.

Измерения проводили в 8 точках. Усреднённое время реверберации в зале составляет 0,97 с.

Зал Театра Чихачева. Время реверберации.

Это меньше нормативной величины согласно СП 51.13330 «ЗАЩИТА ОТ ШУМА»: значение времени реверберации для музыкально-драматических театров (зависимость № 3) объемом 3200 м³ должно соответствовать значению 1,3 – 1,4 с.

Оценчный объем помещения.

Зал театра является переглушенным. Далее в процессе работы над объектом наши инженеры-акустики поняли, почему так произошло. Потолок театра отделан не ГКЛ, а Экофоном - это очень хорошо поглощающий звук материал.

При этом аудиограмма импульсного отклика зала показала регулярные пики в области поздних отражений 0,35 – 0,9 с. Это говорит о наличии эффекта порхающего эха, что является акустическим дефектом зала.

Регулярные пики отражения.

Также мы измерили АЧХ системы звукоусиления в диапазоне 1 – 15 кГц. Видим так называемую гребенку из-за неудачно расположенных фронтфилов.

АЧХ системы звукоусиления.

Также при обследовании выяснилось, что исполнители на сцене получают недостаточно звуковой энергии из оркестровой ямы. Это приводило к необходимости задействовать дополнительные громкоговорители (прострелы сцены) для озвучивания исполнителей. При этом звучание оркестра из оркестровой ямы, слышимое в зале, было обеднено высокими частотами. Причиной могла являться как неправильная геометрия оркестровой ямы, так и не оптимальная форма козырька над ней.

Неудачным решением было также поместить ритм-секцию оркестра в нишу оркестровой ямы. Ниша работала в качестве низкочастотного резонатора, добавляя гулкости и неразборчивости звучания оркестра.

Неудачное решение.

Нельзя назвать корректным и системный дизайн: громкоговорители разместили на портале сцены, сзади оркестровой ямы. То есть звук из колонок запаздывал относительно “живого” оркестра.

 Системный дизайн.

№2 Акустическое проектирование

Построили контурную модель зала в программе EASE 4.44 (Enhanced Acoustic Simulator for Engineer - электроакустический симулятор для инженеров), которая позволяет исследовать акустические свойства помещений и моделировать работу системы звукоусиления.

Контурная модель зала.

Придали поверхностям свойства материалов, из которых они сделаны.

 

Для исследования распространения звука из оркестровой ямы применен метод Ray Tracing. На рисунке ниже мы видим: поверхности сцены достигают единичные лучи. Инженер-акустик выяснил при расчёте, что ~600 лучей из 1000 остаются в объеме оркестровой ямы, т.е. наружу попадает только 40% звуковой энергии, создаваемой оркестром. Большинство лучей, выходящих из оркестровой ямы в направлении сцены, попадают в колосниковый настил и заднюю стену сцены, не достигая ушей исполнителей на сцене. Естественно, артистам было крайне сложно работать в таких условиях!

Если говорить о том, как звук распространяется из оркестровой ямы в зал, то также имеются проблемы. Из-за неоптимальной формы потолочных панелей энергия распределяется по залу очень неравномерно. Потолочная панель 1 концентрирует звук на передних рядах, а панель 2 направляет звук в заднюю стену зала.

Для исправления ситуации мы предложили применить звукоотражающие щиты и панели:

  • Над сценой - чтобы отправить звук оркестра артистам на сцену
  • Над залом - чтобы звук от оркестра распределялся по залу более равномерно

Дополнительные звукоотражающие щиты в самой оркестровой яме - часть из них отправляет звук на сцену, часть - в зал.

Наконец, нишу для ритм-секции мы предложили заглушить.

Моделирование методом Ray Tracing показало, что предложенные меры исправляют дефекты архитектурной акустики, которые мы выявили при обследовании и расчётах.

Распространение звука из оркестровой ямы на сцену (с примененными панелями).

Распространение звука из оркестровой ямы в зал (с примененными панелями).

№3 Реализация

Так как театр уже обжёгся на размазанной ответственности нескольких подрядчиков, руководство настояло на том, чтобы БАР и ARIS не ограничились расчётом и рекомендациями, а взяли на себя изготовление и монтаж звукоотражающих панелей.

Но первое, что сделали наши монтажники под руководством инженера - перевесили громкоговорители перед оркестровой ямой и “свели” их с оркестром с помощью задержки колонок. И смонтировали новые прострелы сцены - узконаправленные звуковые колонны RCF L2406.

Запотолочное пространство.

Далее обследовали запотолочное пространство, выяснили как и к чему крепить панели.

Звукоотражающие панели.

Надо сказать, что бюджет театра был жёстко ограничен - в 2018 году прошла реконструкция, и денег на переделку выделять никто не хотел. Поэтому звукоотражающие панели сделаны из окрашенной фанеры и алюминиевого профиля. И это решение работает!

Процесс монтажа. Панели над сценой.
Панели над залом. Панели в оркестровой яме.

Отзыв от сотрудников Театра:

Материалы:

НаименованиеПлощадь кв.м.Стоимость руб./кв.м.Сумма, руб.
Акустические звукоотражающие панели 107 1300 139100 ₽
Акустические звукопоглощающие панели 13 1600 20800 ₽
Минеральная вата 13 200 2600 ₽
Металлический профиль и аксессуары для установки звукопоглощающих панелей 24 100 2400 ₽
Элементы крепления подвесных акустических панелей 73 350 25550 ₽
Элементы крепления настенных акустических панелей 34 400 13600 ₽
    Итого: 204050 ₽

Оборудование:

ПроизводительМодельОписаниеКол-во
RCF L 2406-T Трехполосная акустическая колонна с контролируемой направленностью. 4
Bittner 4X400 DUAL Усилитель мощности 4 х 450 Вт / 4 Ом. Два независимых блока питания. Класс H, NG, SP, CC. 1
Связанные товары Связанные товары