Благодаря своей функциональности акустические системы типа "звуковая колонна" сегодня становятся все более популярными. Они быстро устанавливаются и настраиваются, их легко перевезти с места на место, а используемый в них принцип линейного массива гарантирует высокую равномерность звукового давления. Этот тип АС сегодня сложно назвать оригинальной концепцией, и тем не менее RCF сумела предложить в этом сегменте нечто совершенно новое.
В сентябре 2011 года компания Арис вывела на российский рынок интересную новинку. Активная звуковая колонна RCF TTL11-A адресована прокатным компаниям, гастролирующим коллективам, корпоративным и театральным площадкам. Высочайшее качество изготовления и достоверность звучания делает ее пригодной для использования на мероприятиях самого высокого уровня. Фактически о TTL11-A можно сказать, что эта система устанавливает новый стандарт, сочетающий простоту и компактность мобильных систем с качеством и эффективностью больших линейных массивов.
Из хорошей семьи
TTL11-A — настоящий представитель семейства линейных массивов серии TTL. Свою родословную он ведет от концепции TT+ — акустические системы высокого разрешения для туринга и театра, как позиционирует ее сама RCF. На сегодняшний день линейка TT+является наиболее амбициозным и самым успешным проектом компании в области разработки и производства профессиональных звуковых систем. Построенные на этой платформе линейные массивы (TTL31, 33, 55) уже приняты итальянскими прокатными компаниями в качестве стандарта для туров национальных звезд поп- и рок-музыки. Эти массивы используются в самых ответственных проектах: например, месса Папы Римского в чешском городе Брно, собравшая более 120 000 человек. Набирают они популярность и в мире: в турах 2010 года по странам Латинской Америки продакшн-команды групп Kiss и Iron Maiden использовали линейные массивы RCF TTL33-A.
Удачный опыт старших моделей позволяет прогнозировать хороший спрос и на новинку. По сути TTL11-A — настоящий активный звуковой массив (со всеми соответствующими характеристиками), но в отличие от старших братьев его гораздо легче собрать и настроить, ему не нужна дорогая система подвеса, лебедки и сложные расчеты углов установки кабинетов. Комплект состоит из двух ВЧ- и двух НЧ-секций, которые достаточно легко собираются в две звуковые колонны размером 2400 x 260 x 240 мм (ВхШхГ) мощностью 4 кВт каждая. В качестве дополнения можно использовать новые высокоэффективные сабвуферы RCF TTS26-A и тогда мощность комплекта превысит 14 кВт. В это трудно поверить, но это так — 14800 Вт, которые можно привезти в обычном легковом универсале.
Как и любой другой массив серии, TTL11-А выделяется уже на уровне концепции. Тут нет места компромиссным решениям. Встречая новую модель по одежке, нельзя не заметить выдающееся качество изготовления корпусов. Системы четко ориентированы на работу внутри помещения, но несмотря на это, корпуса изготовлены из влагостойкой фанеры и покрыты износостойкой краской. Благодаря столь качественному изготовлению внешний вид новинки не потускнеет даже после долгих лет жесткой профессиональной эксплуатации. Для систем вроде TTL11-A это важно, ведь их класс подразумевает использование в самых престижных залах и на статусных мероприятиях, где обшарпанная внешность неприемлема.
Цифровое управление
Излучающие качество и солидность корпуса содержат достойную начинку. Говоря о техническом оснащении систем TTL11-A, стоит упомянуть о том факте, что практически все компоненты, включая самые важные (динамики и рупоры), компания выпускает самостоятельно. Исключение составляет лишь электроника — усилители мощности Bang&Olufsen и DSP Texas Instruments, которые RCF закупает на стороне, но самостоятельно пишет для них программное обеспечение. Таким образом инженеры компании получают возможность проектировать акустические системы, начиная с нуля (с излучателя), и уже затем достраивать вокруг них соответствующее окружение.
Конструктивно TTL11-A состоит из двух типов кабинетов: TTL11A-H — активный СЧ/ВЧ-модуль (усилитель класса D мощностью 2000 Вт, динамики — 4 x 1.4" + 3 x 8") и TTL11A-B — активный НЧ-модуль (с аналогичным усилителем и динамиками — 4 x 8"). В собранном виде высота колонны составляют 2,4 м, а при использовании сабвуфера TTS26-A колонна устанавливается на него и ее высота увеличивается до 2,9 м. TTL11-A можно безболезненно делить на составляющие, адаптируя под конкретные задачи. Для музыкального мероприятия, видео-презентации или театрального выступления можно использовать колонну из СЧ/ВЧ-модулей и НЧ-модулей. Если же речь идет о настоящем живом концерте, усиленная сабвуферами колонна может предложить вполне серьезную мощность и давление. Помимо этого TTL11-A может быть укомплектована кронштейнами для крепления на стену или подиумами, исключающими возможность падения достаточно высокой и тяжелой звуковой колонны.
Для облегчения работы в системе применена уникальная технология цифровой фокусировки звука. Для настройки системы под характеристики зала пользователю достаточно выбрать один из трех пресетов и встроенный DSP сам изменит параметры задержки сигнала для каждого динамика, меняя, таким образом, дальность точки фокусировки звука и глубину звукового поля. Стоит отметить, что эта функция основана на достаточно сложной цифровой технологии, тем не менее, работать с ней может даже малоподготовленный пользователь. Эффект от такой точной настройки будет особенно заметен в залах со сложной акустикой, где отраженные и "стоячие" волны приводят к снижению разборчивости, особенно в голосовом диапазоне.
Впрочем, наличие заводских пресетов не означает отсутствие более продвинутых алгоритмов управления. При желании TTL11-A может быть оснащена интерфейсом фирменной системы контроля и управления — RDNet. Для чего необходимо приобрести опциональную плату RDNet In/Out Plug и внешний RDNet-контроллер. Интерфейс RDNet — собственная разработка компании. С его помощью пользователь получает полный контроль над всеми компонентами системы и ее функциями: RDNet позволяет отслеживать перегрузки, управлять цифровой задержкой сигнала, осуществлять эквализацию, включать и выключать фильтры. Управление происходит дистанционно, посредством персонального компьютера, который подключается к системе обычным сетевым кабелем CAT-5. Сабвуфер TTS26-A оснащается интерфейсом RDNet штатно и может управляться дистанционно вместе с модулями звуковой колонны.
Таким образом, мы имеем полное право назвать интерфейс управления TTL11-A исчерпывающе функциональным. Одинаково эффективно с этой системой может работать как мало опытный персонал зала, так и высококвалифицированные специалисты прокатных компаний. И в каждом из перечисленных случаев активная звуковая колонна TTL11-A позволит добиться оптимального результата при минимальных усилиях.
Итак, простые и производительные, пригодные для туровой и стационарной работы, технологичные, качественные и легкие в использовании — на родине RCF, в Италии, все эти факторы уже стали причиной коммерческого успеха новинки. Благодаря высокому качеству звучания и компактным размерам особенно хороший спрос эти системы снискали в театрах и корпоративных залах — местах, где разборчивость речи играет решающее значение. Впрочем, мощность, мобильность и высокое качество TTL11-A обязательно будут востребованны и в других областях применения профессиональных акустических систем.
Российская презентация систему прошла во время феерического трехдневного фестиваля «Российские звёзды мирового джаза», арт-диретором которого является известный дирижер и композитор Анатолий Кролл. На фестивале выступали оркестр им. Олега Лундстрема п/у Бориса Фрумкина, оркестр «Академик-бенд» п/у Анатолия Кролла и оркестр им. Георгия Гараняна, которым также дирижировал Анатолий Кролл. Компанию им составили такие звезды как Лариса Долина, Анна Бутурлина, Игорь Скляр, Александр Панкратов-Черный, Аркадий Шилкопер.
Нынешний фестиваль был особым по составу – все три дня на сцене играли только биг-бенды. Это предъявляло особые требования к концепции звукоусиления, поскольку в этом зале большой оркестр хорошо звучит и прямым неусиленным звуком. Для того чтобы избежать интерференции, в портальные системы TTL11A была введена задержка, позволившая совместить время прихода звуковой волны от сидящего в глубине сцены оркестра и находящихся на несколько метров ближе к публике портальных кабинетов. Еще большая задержка была введена в колонки Front fill (использовались TT052-A), находящиеся еще ближе к публике, сидящей в первых рядах. В итоге во всем зале был слышен только один источник звука – оркестр, звучавший тембрально достоверно, тонально сбалансированно, кристально чисто и разборчиво. Высочайшее качество звучания единодушно отметили и специалисты, и публика, особо обратил внимание на звук в своем заключительном слове и руководитель фестиваля Анатолий Кролл.
Технические параметры RCF TT11A:
- диапазон частот 60 – 20 000 Гц
- мощность усилителей 4000 Вт
- максимальное звуковое давление 136 дБ
- динамики 3 х 8"+4 х 1,4"; 4 х 8"
- диаграмма направленности 90° х 10° — 40° (изменяемая)
- габариты 2396 х 261 х 242 мм (В х Ш х Г)
- масса 76 кг
Технические параметры RCF TTS26-A:
- диапазон частот 35 — 110 Гц
- мощность усилителя 3400 Вт
- максимальное звуковое давление 140 дБ
- динамики 2 х 15" с катушкой 4"
- встроенный RDNet-модуль
- габариты 900 х 460 х 700 мм (В х Ш х Г)
- масса 56 кг
Денис Коломиец. ARIS