Джаз - и ничего лишнего. Новая акустика RCF на фестивале «Российские звезды мирового джаза»


Джаз — явление самодостаточное. Хороший джаз превосходно звучит, хороший джаз превосходно выглядит. Джаз не нужно украшать. Ему не нужно "фирменное звучание". Просто сделайте чуть громче. Весьма непростая задача.

Начало этой истории было положено в августе 2011 года, когда компания АРИС выступила техническим спонсором ежегодного фестиваля "Джаз в саду Эрмитаж". АРИС — это не прокатная компания и озвучивание фестивалей — не характерная для нее работа, однако фестиваль решили поддержать и в результате все оказались в выигрыше. Для сцены "Джаза в саду Эрмитаж" компания АРИСпредоставила два граунд-стека d&b audiotechnik Q-серии, системы ближнего поля, "дилеи", мониторные линии и цифровую микшерную консоль DiGiCo SD9. Комплект прокатного оборудования, которое устроители фестиваля едва ли могли себе позволить, публика и музыканты получили бесплатно. В итоге превосходная программа с участием большого количества иностранных исполнителей была отыграна на превосходном звуке. Зрители получили возможность насладиться неподдельным джазовым колоритом, а компания — возможность продемонстрировать работу одной из лучших в мире звуковых систем на первоклассном музыкальном материале. Каждый получил, что хотел, и на этом история вполне могла бы и закончиться, однако все вышло так, что "Джаз в саду Эрмитаж"стал лишь прологом.

Анатолий Ошерович Кролл — известный джазовый дирижёр, композитор, пианист, аранжировщик, народный артист России. Из под его легкой руки вышли практически все оркестровые партитуры для фильмов "Мы из джаза" и "Зимний вечер в Гаграх". Его оркестр по праву считается одним из лучших в стране. Ежегодно он проводит свой собственный фестиваль «Российские звезды мирового джаза». Каждую осень. В театре Эстрады. И в этом году свое уже восьмое по счету мероприятие он тоже попросил озвучить компанию АРИС. На все возражения представителей компании, мол мы не прокатчики, это не наша работа, Анатолий Ошерович методично возражал: "Вы себе не представляете, как сложно найти в Москве правильный звук. Если не вы, то кто?"

"Мы действительно не прокатная компания, — рассказывает главный инженер АРИСа Евгений Шуев, — у нас нет постоянного прокатного звукового комплекта. Комплект d&b, который мы ставили на "Джаз в саду Эрмитаж", уже был реализован и, при всем уважении мы были вынуждены отказать, но тут на наш склад поступила одна весьма интересная новинка, активная звуковая колонна TTL11A известного итальянского производителя звуковых систем, компании RCF, и мы подумали, возможно это выход".

Touring & theatre

Компания RCF в первую очередь известна как один из мировых лидеров в производстве динамиков, чем компания занимается уже более шестидесяти лет. В начале восьмидесятых RCF освоила производство акустических систем, но не имела на этом поприще сколько-нибудь серьезных успехов вплоть до 1996 года, когда свет увидели первые АС серии ART. Корпуса этих систем были выполнены из пластика. Поначалу такое решение рынок воспринял весьма скептически, но затем пользователи рассмотрели преимущества и идея "выстрелила", превратив RCF в известного производителя. Мировая популярность недорогих колонок позволила создать серьезную научную материальную и производственную базу, после чего компания решила не останавливаться на достигнутом и сосредоточила свои усилия на разработке акустических систем премиум-класса. Так на свет появилась концепция TT+.

Концепцию TT+ компания формулирует как акустические системы высокого разрешения для проката и театра (аббревиатура TT происходит от touring & theatre). Об уровне амбиций, лежащих в основе данного проекта, говорит тот факт, что для выпуска этой серии компания построила абсолютно новую фабрику по производству деревянных корпусов и сегодня RCF — одна из немногих европейских компаний, способных обходиться без контрактного производства. Компания сама разрабатывает и производит динамики, затем создает вокруг них корпуса, изготавливает все это на собственном производстве и лишь некоторые электронные компоненты приобретает у стороннего производителя. Усилительные модули Bang & Olufsen и DSP Texas Instruments — даже если бы у RCF было собственное производство электроники, эти компоненты стоило бы закупать, ведь это одни из лучших производителей в мире. В результате, большие модели серии TT+, линейные массивы TTL55 и TTL33, сегодня претендуют на роль итальянского прокатного стандарта в турах звезд мировой величины. В общем, родословная TTL11A не предполагала разочарования в возможностях новой системы. И этого разочарования не произошло.

Джаз — и ничего лишнего

Легендарная сцена театра Эстрады, сколько великих голосов слышали эти стены, сколько великих артистов выступало в этом месте... Аура у зала мощнейшая и ставить тут звук — дело весьма ответственное, тем более если речь идет не о каком-то одном выступлении, а о 3-дневном джазовом фестивале, где все три дня будут играть исключительно биг-бенды. В зале есть штатная акустическая система, большие линейные массивы, но в этот раз они молчали, вместо них работал TTL11A.

Мощные, компактные, необычайно стильные... Строгие геометрические формы и, словно заряженный энергией, дизайн выдают в TTL11A продукт нового поколения. Каждая колонна состоит из двух секций (ВЧ и НЧ). Поставленные друг на друга они образуют систему высотой 2400 мм и шириной 260 мм. В качестве дополнения вместе с такой колонной можно использовать активный сабвуфер RCF TTS26-A: если ВЧ- и НЧ-секции установлены на него, высота системы составляет чуть менее трех метров. В то, что две столько компактные колонны вместе с «низом» выдают почти 15 кВт, сложно поверить, тем не менее это действительно так.

В дополнение к основным системам на мероприятии использовались системы TT052-A. Это активные палочки-выручалочки, созданные для работы в качестве систем ближнего поля, для озвучивания первых рядов, либо как системы распределенного озвучивания для акустически сложных мест зала (ниши, подбалконные пространства, места с так называемой акустической тенью). На фестивале эти системы были просто разложены по рампе сцены и работали на первые ряды. И, конечно же, вся эта картина не была бы полной без цифровой консоли DiGiCo SD9. Это один из самых важных моментов, ведь если клиент просит хороший звук, в цепи компонентов системы не должно быть слабых звеньев. Но что делать, если бюджет мероприятия более чем скромным и денег на дорогую консоль просто не хватает? В такой ситуации DiGiCoпредлагает безальтернативное решение. Политика компании заключается в том, что покупателю предлагается единый стандарт качества звука для всего модельного ряда SD-серии. Такого больше не делает никто. Остальные производители консолей строят свой ассортимент по принципу: хочешь максимальное качество — плати максимальные деньги, покупай гранд-консоль. В DiGiCo все по-другому: хочешь максимальное качество — покупай DiGiCo. И не важно, какую именно модель: все консоли строятся на одной технологии, из одинаковых компонентов и работают на одинаковом программном обеспечении. Отличаются только интерфейсы: чем меньше цена, тем меньше каналов, фейдеров и дисплеев.

Итак, в зале театра Эстрады был установлен один комплект TTL11A, 2 сабвуфера TTS26-A и 4 системы ближнего поля TT052-A. Рассказывает системный инженер компании АРИС Виктор Тажибов: «Концептуально система выглядела следующим образом. Цифровая микшерная консоль DiGiCo SD9 и модуль входов/выходов D-rack, установленный на сцене, соединены кабелем CAT5. Далее аналоговый сигнал распределяется от D-Rack по активным акустическим системам. Поскольку на борту у консоли есть исчерпывающий набор обработок, а акустические системы снабжены встроенными усилителями, никакого дополнительного оборудования не потребовалось. Звук оцифровывается еще на сцене, по цифровой линии передается в консоль, микшируется и обрабатывается, после чего возвращается на сцену, где раздается по активным акустическим системам. Все крайне просто.»

Минимальный набор систем, простая и быстрая коммутация. И — превосходный звук. В зале таких размеров большой биг-бенд достаточно хорошо слышно и без системы звукоусиления, тем не менее, усиливать звук нужно. Во избежание разсогласованности прямого и усиленного звука на акустических системах были выставлены временные задержки. Таким образом звук оркестра, расположенного в глубине сцены, звук акустических систем, установленных в порталах сцены, и звук систем ближнего поля, установленных на рампе сцены, выровнялся и стал приходить в зал в одновременно. Эффект от работы системы превзошел все ожидания уже на первом саунд-чеке. Очень достоверный звук акустических систем смешался со звуком инструментов и джазовый оркестр, не теряя ни капли своей восхитительной окраски, зазвучал с утроенной энергией.

А что же сам фестиваль? Фестиваль длился три дня. На сцене театра Эстрады выступили: оркестр им. Олега Лундстрема под управлением Бориса Фрумкина, оркестр «Академик-бенд» под управлением Анатолия Кролла и оркестр им. Георгия Гараняна, которым также дирижировал Анатолий Кролл. На сцене блистали Лариса Долина, Анна Бутурлина, Игорь Скляр и Александр Панкратов-Черный. И это было великолепно. Потому что джаз превосходен сам по себе. Джаз нельзя приукрасить, его нельзя сделать лучше. Его можно лишь сделать немного громче, так чтобы никто из полутора тысяч зрителей не остался в стороне от этого волшебного музыкального действа. Весьма непростая задача, но TTL11A справились с ней настолько успешно, что после этого мероприятия за новинкой от RCF закрепилось негласное прозвище «джаз — и ничего лишнего».


Текст Семена Кузнецова