Индивидуально калиброванные студийные мониторы RCF MYTHO


В области систем звукоусиления имя RCF известно многим: как в качестве производителя громкоговорителей, так и в качестве поставщика первоклассных динамических головок. Акустические системы многих крупных брендов оснащены драйверами из Реджио Эмилиа, итальянской провинции, в которой и была основана компания RCF в далеком 1949 году. Таким образом, RCF обладает более чем 60-летним опытом построения звуковых систем, который отражается в широчайшей номенклатуре изделий, начиная от динамиков, концертных и инсталляционных колонок и заканчивая студийными мониторами.

Занимаясь разработкой активных звукоусилительных систем, RCF накопила богатый опыт в областях электроники, связанных с созданием усилителей мощности и контроллеров АС. Этот опыт оказался удачным дополнением к наработкам в производстве динамических головок и кабинетов, когда компания приняла решение о разработке студийных мониторов. Результатом этой работы стали две модели MYTHO 6 и MYTHO 8, которые и были представлены музыкальному рынку.

МОДЕЛИ MYTHO

Как показывает опыт, для успеха продукта недостаточно только хороших технических данных, нужны легенда или миф (MYTH), связанные с ним. Хорошая звуковая технология сегодня является предпосылкой успеха, не более того.

Давайте повнимательнее посмотрим на этот "MYTHO". В линейке есть двухполосная модель MYTHO 6 с вуфером 6,5 дюйма и однодюймовым твитером. Более крупная модель MYTHO 8 содержит восьмидюймовый НЧ-динамик. Кабинет монитора сделан из двух литых алюминиевых пластин, скрепленных между собой длинными винтами. Все внутренние крепления для динамиков и электроники, а также волновод для твитера отлиты из алюминия, являясь единым целым с пластинами корпуса. Свобода выбора проектного решения привела к тому, что внутреннее пространство кабинета определило его внешнюю форму. Корпус монитора выполнен с большой степенью закругления поверхностей и углов, что дает преимущества в подавлении отражений от стенок. Еще одно преимущество алюминиевого корпуса состоит в том, что он имеет хорошее соотношение между внутренним и внешним объемами, так как данный материал значительно тоньше, чем, например, дерево.

Низкочастотные динамики мониторов оснащены неодимовым магнитом, а двухдюймовая катушка и система охлаждения основана на самой современной технологии. Диффузор усилен углеволокном и смонтирован на точно подогнанной по размеру резиновой воронке. Особенностью вуфера является наличие катушки, контролирующей импеданс (названной ICC). По сути, это вторая катушка, смонтированная на магнитоводе и подключенная в противофазе к основной катушке, уменьшая тем самым ее индуктивность. В результате возрастает чувствительность, а искажения на верхних частотах снижаются. Диапазон свыше 1,9 кГц (см. рис. 1) воспроизводит однодюймовый купольный твитер с мембраной, сделанной из алюминиево-магниевого сплава. Магнит в этом динамике также неодимовый. Для лучшего рассеивания тепла от катушки магнитный зазор заполнен ферромагнитной жидкостью. Это позволяет значительно погасить основной резонанс твитера.

Усилители мощности имеют мощность 200 Вт для секции низких частот и 100 Вт для секции высоких частот. Была выбрана классическая схемотехника класса AB, чтобы соответствовать широкому мнению о его более высоком качестве звучания по сравнению с ШИМ технологией D-класса. Обработка сигнала целиком отдана "цифре", на борту есть мощный DSP. Фильтры кроссовера, лимитеры и эквализация для каждой из полос реализуются в нем. В действительности это означает, что каждый динамик протестирован, и параметры DSP установлены индивидуально под него, в зависимости от индивидуальных характеристик. Различие характеристик динамиков для пары мониторов более чем на 0,5 дБ, считается неудовлетворительным. Здесь применяются НЧ и ВЧ-фильтры типа "полка", обрезной НЧ, ФВЧ на 80 Гц, а также режимы под названием "рабочий стол" и "линейная характеристика мощности".

На рисунке 2 показаны функции фильтров в MYTHO 6:

  • Синий - ВЧ-фильтр типа "полка";
  • Зеленый - Фильтр "рабочий стол" (колокол на 145 Гц) и "линейная характеристика мощности" (колокол на 1 кГц);
  • Красный - НЧ-фильтр типа "полка";
  • Оранжевый - обрезной НЧ-фильтр и ФВЧ;
  • Черный - вуфер и твитер индивидуально.

Настройка "рабочий стол" действует по принципу режекторного фильтра, создавая небольшой провал в пределах 2,5 дБ в области 145 Гц. Этот фильтр позволяет компенсировать потенциальный подъем АЧХ при установке монитора на рабочую поверхность, например стол или микшерную консоль. За термином "линейная характеристика мощности" также кроется фильтр типа "колокол", только с небольшим гладким подъемом в 2,5 дБ в районе 1 кГц. Обоснованием для применения этого фильтра является факт, что есть два разных метода суждения об АЧХ громкоговорителя. Обычное измерение АЧХ производится с очень малым уровнем отраженного звука и в расчет попадает только фронтальное излучение. Другой метод тестирует частотную характеристику мощности громкоговорителя и измеряет всю звуковую энергию, излучаемую им в комнате. Так как излучение на низких частотах имеет шарообразную форму, а направленность начинается от средних и возрастает к высоким частотам, то частотная характеристика мощности обычно растет в области НЧ. Таким образом, она должна быть линейной свыше определенной частоты, зависящей от размеров громкоговорителя, при условии, что его дисперсия имеет обычное поведение. Какая АЧХ больше подходит? Ответ зависит от помещения. Чем лучше в комнате звукопоглощение, тем важнее АЧХ в "свободном поле". Если комната более гулкая и имеет много отражений от стен, то более актуальной становится частотная характеристика мощности. Отклонения от обычного состояния жестко искривляют АЧХ мощности и должны быть исправлены полностью или частично в зависимости от помещения. Параметры всех фильтров в мониторах MYTHO могут быть настроены с помощью двенадцати DIP переключателей на задней панели. Также здесь расположены аналоговый балансный входной разъем XLR/jack и регулятор входного уровня +/-6 дБ. Цифровой вход, который имел бы смысл ввиду наличия DSP, пока отсутствует.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

Давайте посмотрим на результаты лабораторных тестов мониторов MYTHO 6. Уже рассмотренный выше Рисунок 1отображает частотную и фазовую характеристики. Первая характеристика показана в двух вариантах: без сглаживания и со сглаживанием в 1/3 октавы. Даже без сглаживания кривая выглядит довольно ровной. Выражаясь в цифрах, это значит что АЧХ от 42 Гц до 22,8 кГц (-6 дБ) имеет максимальное отклонение от оси +/- 1,7 дБ. Только резонанс мембраны металлического купола твитера на частоте 26,4 кГц бросается в глаза, но он уже за пределами слышимого диапазона. Однако без особой необходимости эту частоту лучше не использовать, т.к. это может привести к интермодуляционным процессам в пределах слышимого спектра.

Показатели уровня максимального давления тоже убедительны. Обе кривые на рис. 3 вполне ровные, без провалов, и уровень огибающей, вычисленной в пределах 3% искажений в диапазоне от 100 Гц до 100 кГц, равен 105,2 дБ. В области низких частот это значение, посчитанное для 10% искажений (красная кривая) от 50 Гц до 100 Гц равно 98,5 дБ. Как и подразумевает АЧХ мощности, характер излучения MYTHO 6 очень ровный в обеих плоскостях, с раскрытием 118 ° по горизонтали и 69 ° по вертикали (Рисунок 4).

В вертикальной изобаре снижение в области 1,56 кГц приводит к небольшому падению АЧХ мощности, которое довольно заметно. Уровень шума у MYTHO 6 равен 28,7 дБА на расстоянии 10 см, поэтому он может быть немного заметен в тихом окружении на небольшом расстоянии.

СЛУШАТЕЛЬСКИЙ ТЕСТ

Для нашего теста мы выбрали типичную установку мониторов в ближнем поле на расстоянии около 2 м. Благодаря гибкому и надежному пьедесталу кабинета установка не заняла много времени. Впечатление от MYTHO 6 можно описать, как "приятное, с гладкими верхами и убедительными басами". Звуковые источники расположены точно и стабильны в общей картине звука. Вокал воспроизводится великолепно, натурально. В басовом диапазоне была замечена некоторая замутненность, которая вполне может быть исправлена настройками фильтров. Уровень давления для монитора ближнего поля довольно высок, причем есть потенциальный запас. Нужно отметить, что лимитер не всегда точно реагирует на перегрузку, и в некоторых моментах это приводило к слышимым искажениям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С продуктом MYTHO известный итальянский производитель теперь входит на рынок студийных мониторов с начальным предложением из двух моделей. В этом проекте был задействован огромный 60-летний опыт создания громкоговорителей и электроники, и в итоге появился очень профессиональный продукт. Протестированный нами монитор MYTHO 6 показал превосходные результаты по всем показателям: АЧХ, уровень давления, диаграмма направленности и т.п. Впечатление от прослушивания очень приятное и соответствует измерениям. Единственное замечание - отсутствие цифрового входа. Пара мониторов стоит в районе 2000 €, что в сравнении с конкурентами является довольно разумной ценой для такого хорошо укомплектованного высококачественного монитора.


Статья из журнала SOUND&RECORDING
Текст и лабораторное тестирование: Anselm Goertz
Перевод: Денис Коломиец. ARIS