Вот и настала цифровая эра в концертном звуке, хотим мы этого или не хотим. Первые попытки цифры внедриться в Live относятся ко второй половине восьмидесятых, когда мало кому тогда известная французская компания Innova Son заявила о себе концертной консолью футуристического вида и плохо воспринимаемой заоблачной стоимости. Естественно, мало кто обратил внимание на это устройство, но в 1999 году фирма Yamaha, которая одной из первых стала успешно разрабатывать цифровые приборы обработки, показала консоль PM1D, которая и по сей день вполне успешно используется в различных мероприятиях, несмотря на то что не выпускается уже почти десять лет. Попробуем бесстрастно, без религиозного фанатизма, как это нередко случается с поклонниками различных компьютерных платформ, рассмотреть достоинства и недостатки цифровых концертных консолей. Для начала – возможности, они же достоинства.
Первое – компактность. Стремление к компактности сыграло с производителями злую шутку: первые пульты были похожи на кассовые аппараты для отъема денег с непонятно для чего приделанным звуком. Минимум фейдеров, минимум энкодеров, зато много кнопок, переключающих функции этих самых энкодеров. Пока доберешься до нужной функции, концерт закончится без тебя. Ведь теоретически несложно создать консоль с одним фейдером, одним энкодером и одной кнопкой режимов, и она будет очень небольшого размера...
Сейчас постепенно нащупывается разумный баланс между компактностью и эргономичностью. Однако не зря распространена шутка в виде вопроса: "Какой цифровой пульт лучше? Тот, который больше похож на аналоговый". И производители начали имитировать ячейку привычного аналогового пульта (Digidesign, Allen&Heath, DiGiCo, та же Innova Son). Работать с такими консолями стало несколько удобнее. Но производители не остановились на этом и пошли дальше, следуя вышеупомянутой шутке. Фирмы Stagetec и Cadac выпустили консоли, где реализован принцип аналогового пульта: одна ручка – одна функция. Да, компактностью тут не пахнет, зато эргономичность, а значит, удобство и скорость работы выше всяких похвал. А на концерте первое – скорость работы.
Функциональность. В цифровую консоль можно напихать практически неограниченное количество обработок. Все будет зависеть от мощности процессорной системы. Говорю о системе, а не об одном процессоре, поскольку ныне используются платы расширения со своими процессорами. Скажем, в старших моделях Avid Digidesign и Allen&Heath iLive можно добавлять процессорные платы, что кратно увеличивает вычислительные мощности. На каждый канал можно назначить различные эквалайзеры, динамическую обработку, а в свободно назначаемые инсертные точки – включить разнообразные внешние приборы, причем скоммутировать их как по аналогу, так и поцифре. Во всех консолях имеются штатные приборы временной обработки – как правило, не менее четырех.
В большинстве микшеров имеется возможность назначать задержку как на выходы, так и на входы, что важно при озвучивании многомикрофонной техникой больших составов на глубоких сценах, избегая, таким образом, появления эффекта гребенчатого фильтра, что неизбежно случается в аналоговой технике. На некоторых пультах задержку можно устанавливать и на мониторный выход для наушников, что чрезвычайно удобно при живой работе.
Сторонние фирмы разрабатывают для производителей консолей как платы расширения, так и плагины, позволяющие пользоваться любимыми виртуальными приборами не только в студии, но и на концерте. Так, уже упомянутые консоли Avid (быв. Digidesign) при наличии зарегистрированного ключа iLock могут работать с плагинами Pro Tools.
Многие производители стали встраивать в свои приборы возможность многодорожечной записи шоу. Делают это по-разному: одни используют дополнительные платы, встраиваемые в слоты (Yamaha), другие предусматривают возможность программной интеграции с ProTools, третьи встраивают возможность прямой записи при помощи собственных программных средств...
Исходя из этой возможности все, как могут, рекламируют так называемый виртуальный саундчек. За границей это происходит так: записали в приемлемых условиях концерт, воспроизвели в настраиваемом зале, настроились, подкорректировали с музыкантами и сыграли вполне приличный концерт. В российской реальности это выглядит по-другому: сыграли криво концерт, записали его, на следующий день в другом зале в других акустических условиях воспроизвели его в отсутствие музыкантов, настроились по этой записи и сыграли следующий кривой концерт и так далее...
Еще одно немаловажное достоинство цифровых консолей заключается в том, что в цифре проще без заметных артефактов реализовать микширование большого количества каналов. Вопрос, в основном, в разрядности внутренней обработки и, соответственно, опять же процессорной мощности. В аналоге микширование более 60 каналов требует некоторых технических ухищрений, так как снизу "подпирают" шумы, а сверху "давит" перегрузочная способность сумматора. В цифре же речь может идти и о двух сотнях каналов.
Для обеспечения надежности в цифровых консолях применяется как минимум двукратное резервирование важнейших функций: можно проложить два цифровых кабеля от сценического бокса до консоли, в некоторых случаях даже по разным протоколам. При сбое операционной системы, пока она перегружается, звук не прерывается, хотя становится на некоторое короткое время неуправляемым.
Кстати, об операционных системах. В самых популярных консолях: Avid/Digidesign, DiGiCo, элитных и очень дорогих Stagetec, применяется WinXP embedded – за долгие годы существования ее довели до достаточной степени надежности. В некоторых аппаратах, например Yamaha, операционная система своя собственная, у других (Allen&Heath, Midas и др.) – различные варианты Linux.
Теперь самое "острое" в нашем обзоре – эргономичность. Я не раз высказывал свое мнение насчет "привыкания" к тому или иному прибору, и, к сожалению многих, это мнение не изменилось. Приборы должны быть построены так, чтобы процесс привыкания занимал как можно меньше времени и сил. Многие производители наконец осознали эту простую истину и, как показано выше, повернулись в сторону потребителя. Но остается еще один немаловажный момент. Принципы и алгоритмы работы на различных аналоговых пультах примерно одинаковы, чего не скажешь о цифровых. Особенно это касается первичного конфигурирования, патчинга. Выучить все невозможно, да и не нужно. Поэтому при работе с цифрой определяющим становится присутствие на месте инженера, знакомого с данным пультом во всех подробностях, который должен быстро сконфигурировать консоль так, как требуется звукорежиссеру группы, что случается далеко не всегда.
Каждая фирма снабжает свои изделия программами-редакторами, при помощи которых можно предварительно сконфигурировать пульт и даже что-то примерно "нарулить". Только вот получается это далеко не всегда и не так, как хотелось бы. Как правило, для всех цифровых пультов компании выпускается одна программа-редактор, что удобно, но такое правило распространяется не на все. Новая прошивка консоли, опять же, как правило, не требует новой версии программы-редактора.
Например, известный японский производитель самых массовых цифровых пультов для каждой своей модели создал собственную программу со своими драйверами, плюс к этому приходится заботиться о соответствии бесчисленных прошивок "железа" версиям софта. В результате, компьютер пользователя оказывается заваленным программным и драйверным "мусором", что совсем не радует. На этом фоне гораздо лучше выглядят конкуренты, у которых один редактор на всю линейку производимых фирмой консолей.
Поддавшись всеобщему мистическому поклонению перед коробками с яблоками, производители ринулись снабжать свои изделия программами-"рулилками" для iPad и iPhone. Лучше всего это получилось у Yamaha. Программа имеет весьма продуманный и неперегруженный интерфейс и предоставляет доступ к основным функциям, необходимым для реальной работы. Если пульт находится в неудобной позиции, что бывает весьма часто, можно настроить систему, подключившись по WiFi, можно даже провести несложный концерт, но удобнее всего находясь на сцене рядом с исполнителем, настраивать для него мониторы.
Дифирамбы пропеты, пора на землю. На земле проблем немного, но спорных.
Первая – эргономичность и, как следствие, процесс "привыкания" к различным алгоритмам. Я уже писал здесь (и не только), что звукорежиссер не должен ни к чему привыкать: он должен выйти и работать. Вы же не привыкаете долго к новому автомобилю, пересаживаясь со старого? Сели, осмотрелись и поехали! Так же должно быть и тут.
Вторая проблема: почти никакие пульты не переваривают работы двумя руками, то есть одновременного выполнения двух и более операций, что на больших концертах требуется всегда.
Третья, вытекающая из первых двух, – работа в цифре занимает гораздо больше времени и сил, то есть гораздо менее оперативна (для "фанерных" проектов это несущественно).
Четвертая – все еще возникающие споры о качестве звука. Если с первыми тремя пунктами соглашусь, то с последним – вряд ли. Качество звука последних поколений цифры – на уровне! Или мы все уже привыкли?
Дмитрий Сухин