Компания Soundtracs, «прародитель» DiGiCo, была основана в начале 80-х группой инженеров звукозаписи, работавших над созданием лучшей для своего времени студийной микшерной консоли. В течение двух десятилетий команда успешно внедряла инновационные технологии в аудио-индустрию. В 1992 году они первыми представили цифровую микшерную консоль. В 1996-м появилась консоль Virtua, годом позже DPC, в 1998-м – DS3, а в 2000-м – D4.
Компания DiGiCo была организована в 2002 году для разработки концертной микшерной системы D5, воплотившей революционный подход к созданию микшерных пультов и к способу реализации звукового тракта. DiGiCo объединила мастерство разработчиков и дизайнеров, которые, используя интеллектуальные и производственные ресурсы Soundtracks, смогли создать одни из самых популярных и удачных микшерных систем. В основе консолей первой D-серии лежали мощные DSP, аппаратные средства и программное обеспечение Soundtracks. Инженеры компании с самого начала были ориентированы на прогрессивные технологии в области микширования и обработки звука. Изучив все доступные схемы, алгоритмы и технические решения для работы в режиме Live и находясь в тесном сотрудничестве с компаниями-разработчиками процессоров и других компьютерных элементов, специалисты DiGiCo постарались создать инновационный продукт. Этот продукт должен был обеспечить высочайшее качество звучания при работе с живым звуком, высокую степень автоматизации и весь необходимый звукорежиссеру арсенал средств работы со звуком. Итогом такого стремления стала D-серия микшерных систем DiGiCo, построенная на сигнальных процессорах DSP SHARC от компании Analog Devices. D-серия уверенно заняла свою долю рынка, завоевав уважение среди профессионалов. Микшеры серии отличаются большой производительностью и могут обработать от 56 до 160 входных каналов с поканальной эквализацией и динамической обработкой, имеют встроенные процессоры эффектов и до 72 шин микширования. Несомненным достоинством стала открытая архитектура: дополнительные параметры системы появлялись с новыми версиями программного обеспечения. Подобная философия позволяет существенно увеличить «моральный срок» службы оборудования - пульты D-серии выпускаются и сегодня. Но прогресс не стоит на месте, и в 2008 году компания начала выпуск новой серии микшерных систем – SD.
Следующее поколение консолей DiGiCo, серия SD, строится на высокопроизводительных технологиях FPGA и новом поколении процессоров DSP Tiger Sharcот Analog Devices. Уникальное сочетание технологий FPGA и Tiger Sharc получило название Stealth Digital Processing™. Аббревиатуру FPGA можно перевести на русский язык как Программируемая Пользователем Вентильная Матрица. По сути, это полупроводниковое устройство, которое может быть сконфигурировано производителем или разработчиком после изготовления; отсюда название: «программируемая пользователем». Если DSP и компьютерные процессоры CPU разрабатываются для выполнения всевозможных задач или классов задач, а программы действий для них компилируются из языков высокого уровня, то чипы FPGA в приборах имеют определенную специализацию и программируются в машинном коде. Факт, что хорошо написанная программа в машинном коде работает быстрее, чем скомпилированная из языка высокого уровня. На одном чипе FPGA можно реализовать полный тракт обработок и преобразований аудио- сигналов с необходимой точностью вычислений (с плавающей точкой). При этом у такого устройства только один входной канал сигнала синхронизации, а система вычислений с плавающей точкой более устойчива к возникновению погрешностей округления, что существенно снижает риск возникновения искажений в процессе обработки, в отличие от систем с математическими алгоритмами, использующими фиксированную точку. В итоге применение FPGA в цифровых микшерных системах приводит к существенному увеличению производительности систем, снижению латентности систем (задержек на обработку сигнала) и повышает устойчивость систем к возникновению искажений, связанных с обработкой сигналов.
На сегодняшний день цифровые микшерные консоли DiGiCo представляют собой модульные системы с гибкой, настраиваемой архитектурой. Любая конфигурация системы включает непосредственно микшерную консоль и один или несколько рэковых интерфейсных блоков. Каждый интерфейсный блок имеет слоты для установки интерфейсных карт аналоговых или цифровых входов и выходов разных типов. Микшерные консоли обмениваются сигналами с интерфейсными блоками и между собой посредством протоколов передачи данных MADI, Optocore или Ethernet.
Микшерные консоли DiGiCo обладают набором характеристик, позволяющих им занимать лидирующие позиции на рынке профессионального оборудования:
1. Панорамирование в режимах: стерео, LCR (S) и 5.1. Панорама регулируется отдельным кодером, присутствующим в каждой линейке. Для работы в многоканальном режиме имеются специальные джойстики. В режиме «surround» вспомогательные дисплеи отображают точку панорамирования в графическом виде.
2. В каждом канале (вход/выход/шина микширования) имеется динамический процессор: компрессор (есть 4-х полосный алгоритм), лимитер, гейт.
3. Каждый канал оснащен эквалайзером, включающим: обрезной ФВЧ, обрезной ФНЧ, параметрические фильтры ВЧ, СЧ 1, СЧ 2, НЧ.
4. Встроенный процессор эффектов, позволяющий одновременно использовать до 12 (в зависимости от модели) различных алгоритмов. Типы эффектов: реверберация, дилей, хорус, вокодер, паннер, графический эквалайзер, мастеринговый процессор и т.д.
5. Статическая и динамическая автоматизация: сохранение настроек всего, что настраивается, в виде пресетов и возможность плавного перехода от одной настройки к другой (эффект, эквалайзер, панорама). Скорость перехода программируется.
6. Глобальная автоматизация: сохранив снэпшоты (snapshot) – моментальные «снимки» всех настроек системы – вы можете создавать целые партитуры для своих шоу-программ и управлять ими, переключаясь от одного снэпшота к другому. Управление осуществляется с помощью кнопок на панели или MIDI-протокола.
7. Программируемые макросы (последовательности действий), выполнение которых можно назначать на специальные кнопки консоли.
8. Система запоминает последовательность выполненных операций и позволяет пользователю проследить свои действия в обратном порядке (функции Undo/Redo).
9. Возможность подключения многодорожечных записывающих устройств посредством штатного интерфейса MADI, который позволяет передать до 56 каналов цифрового аудио на многодорожечный рекордер или компьютер с MADI-картой. Такая особенность помогает звукорежиссерам проводить виртуальный саундчек.
10. Экспорт/импорт проектов: результаты настройки и конфигурирования пульта могут быть сохранены в виде файла-сессии на флеш-карту и загружены в другой пульт такой же модели в другом зале.
11. Offline-версии программ микшерных систем, доступные для скачивания на официальном сайте DiGiCo, позволяют составлять файлы-сессии микшерных систем на вашем компьютере, а затем копировать их в микшерную консоль. Так же с помощью Offline-версий программ можно удаленно управлять микшерными системами, используя Ethernet.
Для подключения удаленных источников сигнала служат интерфейсные блоки DiGiRack. На сегодняшний день их существует пять типов:
- DiGi-Rack - это интерфейсный модуль высотой 9 рэковых юнитов с двумя блоками питания и двумя MADI-интерфейсами. Имеется 14 слотов: 7 для подключения карт входных каналов и 7 для карт выходных каналов. Каждая карта имеет 8 каналов аналоговых или цифровых входов/выходов. Таким образом, к одному DiGiRack можно подключить 56 входных каналов и 56 выходных каналов. Опционально DiGiRack оснащается оптическим интерфейсом Optocore.
- Mini-DiGiRack - это интерфейсный блок высотой 4 юнита с двумя блоками питания и двумя MADI-интерфейсами. Блок имеет 4 универсальных слота для подключения карт с входными и выходными каналами. Таким образом, к одному Mini-DiGiRack можно подключить 32 входных канала или 32 выходных канала. Все слоты равноправны и могут принять как платы входов, так и выходов. Опционально можно установит карту оптических разъемов.
- SD-Rack – эволюционное развитие DiGiRac;. при той же емкости входов/выходов поддерживает частоту дискретизации 192 кГц. Соответственно имеются SD-версии интерфейсных карт, работающих на частоте 192 кГц. Для передачи большого объема аудио-информации SD-Rack штатно оснащен оптическим интерфейсом.
- MaDi-Rack - это 8-ми высотный интерфейсный блок с двумя источниками питания и двумя MADI-интерфейсами. MadiRack имеет такое название в связи с тем, что не может подключаться к консоли иначе как по MADI-протоколу. Блок имеет 6 слотов для подключения карт входных каналов и 3 для карт выходных каналов. Таким образом, к одному MaDi-Rack можно подключить 48 входных каналов и 24 выходных каналов.
- D-Rack обеспечивает 32 микрофонных/линейных входов, 8 линейных выходов. Дополнительно имеется слот для установки одной карты с аналоговыми или цифровыми выходами. Таким образом, количество выходов может увеличиваться до 16-ти. К микшеру модуль подключается посредством стандартного CAT5 кабеля. Дополнительно можно установить второй блок питания, оптический интерфейс и аксессуары для установки в рэк.
Перечислим интерфейсные карты, устанавливаемые в модули: 8 аналоговых микрофонных/линейных входов, 8 аналоговых микрофонных/линейных входов с ламповыми предусилителями (занимает два слота), 8 цифровых входов формата AES/EBU, 8 аналоговых линейных выходов, 8 цифровых выходов формата AES/EBU, 8 цифровых входов/выходов формата Ethersound, 16 цифровых каналов формата Aviom.
Микшерные консоли серии SD
В данном обзоре мы рассмотрим только консоли для живой работы новой серии SD. D-серия DiGiCo до сих пор нежно любима многими, в том числе концертными, звукорежиссерами – но начиная с Франкфурта-2011 производитель рекомендует всем дистрибьюторам и партнерам в любые новые проекты закладывать только консоли серии SD. Думается, всем ясно, что это означает.
Флагман серии SD - микшерная система SD7
Ярким примером успешности применения технологии Stealth является консоль SD7, в которой отлично сработались FPGA-чипы и DSP Tiger Sharc®. Процессорной мощности достаточно для обработки 256-ти входных каналов с частотой 96 кГц (128 каналов на частоте 192 кГц) с полным набором частотной и динамической обработки. Кроме этого SD7обладает некоторыми нестандартными возможностями:
- Функция выбора параметра для индикации на TFT метр-бридже;
- Встроенные камера и монитор, функция видеомониторинга, вывод изображений на внешние экраны.
Консоль оснащена тремя 15" сенсорными дисплеями высокого разрешения, которые формируют три секции: две секции для управления входными каналами, каждая с 12 фейдерами и мастер-секция с 28 фейдерами в центре консоли. Все регуляторы консоли имеют светоцветовую индикацию, облегчающую работу в темном зале.
Engine – мозг системы; SD7 имеет два идентичных блока Engine. Они обрабатывают одни и те же сигналы и могут использоваться для создания независимых миксов или для работы в зеркальном режиме (Mirror). Вычисления производятся в формате с плавающей точкой, что важно для запаса по перегрузке, динамического диапазона и общего качества звука. К системе одновременно можно подключить до 448-ми каналов по оптическому протоколу и 224 по MADI. При этом доступны 128 шин микширования, 32 матричные шины, 32 графических эквалайзера и до 48 стерео эффектов, это позволяет проводить с помощью системы большие, технически сложные шоу.
Все входные каналы системы имеют линию задержки, Hi и Lo pass фильтры (24 дБ/октаву), эмуляцию лампового предусилителя – DiGi-Tube, 4-х полосный параметрический эквалайзер, многополосный компрессор и гейт. Все выходные каналы имеют линию задержки, 8-ми полосный параметрический эквалайзер с динамической эквализацией 4-х полос, многополосный компрессор, гейт.
Консоль SD7 имеет один оптический вход (optical loop) и 4 MADI-порта. На борту имеются 12 аналоговых входов, 12 аналоговых выходов и 12 AES/EBU входов/выходов (mono). Несколько консолей SD7 можно объединять в единую систему, в которой они могут независимо обрабатывать сигналы от одних и тех же источников. Благодаря функции Gain Tracking системы могут независимо управлять уровнем входного Gain в каналах. К консоли SD7 можно подключать интерфейсные блоки: DiGi-Rack, Mini-DiGiRack, SD-Rack. Существует театральная версия программного обеспечения SD7T, обладающая расширенным функционалом.
Микшерные системы SD8 и SD8-24
DiGiCo SD8, как и флагман SD7, построен на технологии Stealth Digital Processing™. SD8обрабатывает меньше каналов, чем SD7, и предназначен для менее масштабных мероприятий и инсталляций. На борту консоли имеется один блок обработки сигналов – Engine. Процессорная мощность SD8 позволяет оперировать 60-ю моно или стерео входными каналами. Системе доступны 24 моно или стерео шины микширования (Aux или Sub), матрица размерностью 12 входов/12 выходов, двенадцать 32-х полосных эквалайзера и 6 независимых процессоров эффектов. Все входные каналы системы имеют линию задержку, Hi и Lo pass фильтры (24 дБ/октаву), 4-х полосный параметрический эквалайзер, компрессор и гейт. Установка Overdrive ПО позволяет расширить матрицу до размерности 16х12 и вносит изменения в эффекторные алгоритмы – их становится 8.
Рабочая поверхность консоли SD8 состоит из трех секций: левой, центральной и правой. Каждая секция имеет 12 назначаемых моторизованных фейдеров, над каждым из которых расположена кнопка MUTE и кнопка со встроенным ж/к дисплеем для изменения параметров функционирования фейдеров, 12 наборов назначаемых верньеров-энкодеров, которые служат для управления AUX-посылами. Сверху в секции имеется специальное место для установки ноутбука. В центральной секции находится 15" сенсорный дисплей высокой четкости, вокруг него расположен набор верньеров-энкодеров и переключателей для управления процессингом в каналах (Gain,EQ, Comp, Gate, Pan). Правая секция включает кнопки и энкодеры управления мониторингом, наушниками, снэпшотами и макросами. Индикаторы уровня расположены непосредственно рядом с фейдерами.
Консоль SD8 имеет 4 MADI-порта и возможность установки одного оптического входа (optical loop). Так же на борту имеются 8 аналоговых входов, 8 аналоговых выходов и 8 AES/EBU входов/выходов (mono). Также на задней панели есть служебные разъемы для подключения сигнала синхронизации, внешнего дисплея, MIDI-управления. Консоли SD8 можно объединять в единую систему между собой и с SD7, в которой они могут независимо обрабатывать сигналы от одних и тех же источников. SD8-24 – это уменьшенная в габаритах версия микшерной системы SD8. Их функционал абсолютно идентичен. Файлы сессий с одного из пультов воспринимаются вторым «как родные». Единственное отличие SD8-24 от SD8 - это уменьшение количества секций консоли до двух и, соответственно, уменьшенное до 24 количество фейдеров. К консоли SD8 можно подключать интерфейсные блоки: DiGi-Rack, Mini-DiGiRack, MaDi-Rack.
Бюджетная модель SD9 Red Snapper
Микшерная система SD9 основана на технологии Stealth Digital Processing™. Система SD9 включает в себя цифровую микшерную консоль, рэковый модуль D-Rack с интерфейсами входов/выходов, соединяющийся с консолью цифровым мультикором CAT5E. Функционал системы и ее низкая, по отношению к остальным продуктам DiGiCo и конкурентам, цена делают ее особенно привлекательной для применения в турах, для инсталляций в учебных заведениях, конференц-залах, небольших театрах, храмах и на множестве других объектов, где от системы требуются исключительная гибкость и функциональность, а бюджет ограничен.
На борту микшерной консоли SD9 расположен один блок обработки сигналов – Engine. Процессорная мощность Engine позволяет обрабатывать 40 моно или стерео входных каналов. Доступны 16 моно или стерео шин микширования (Aux или Sub), двойная соло-шина, матрица размерностью 8 входов/8 выходов, шестнадцать 32-х полосных эквалайзеров. 4 независимых процессора эффектов могут функционировать единовременно. Все входные каналы системы имеют линию задержки, Hi и Lo pass фильтры (24 дБ/октаву), 4-х полосный параметрический эквалайзер, компрессор и гейт.
Рабочая поверхность консоли SD9 вмещает широкоформатный 15" цветной сенсорный экран, вокруг которого расположен набор верньеров-энкодеров и переключателей для управления процессингом в каналах (Gain,EQ, Comp, Gate, Pan). Под экраном расположены 24 стомиллиметровых моторизированных фейдера, чувствительных к прикосновению руки. У каждого фейдера расположен индикатор уровня. 24 набора назначаемых верньеров-энкодеров служат для управления AUX-посылами. Также на рабочей поверхности расположены кнопки и верньеры-энкодеры с функцией быстрого доступа к вызываемым параметрам. Здесь же разместились 8 кнопок, программируемых на выполнение определенных функций или макросов. Red Snapper оснащен следующим набором бортовых интерфейсов: 8 микрофонных/линейных входов, 4 входа AES/EBU, 8 линейных выходов и 4 выхода AES/EBU. Помимо этого консоль имеет стандартный MADI-порт, что позволяет передать 56 аудио каналов студийного качества на входы многоканальных рекордеров или компьютерных рабочих станций с программным обеспечением Logic, Cubase, Nuendo, Samplitude, Reaper, Pro Tools или любым другим, а также на любые другие консоли DiGiCo. SD9 имеет порты GPI, GPO, World Clock и MIDI. Есть разъем для подключения внешнего монитора. Опционально на консоль устанавливается карта оптического интерфейса.
Консоли SD9 можно объединять в единую систему между собой и с другими системами SD-серии, в которой они могут независимо обрабатывать сигналы от одних и тех же источников.
Компактная консоль SD11
Это самая компактная система в линейке DiGiCo. Пульт легко поместится на небольшом столе, а если демонтировать пластиковый обвес, то консоль превратится в туринговый вариант. SD11 занимает 13U стандартного 19-ти дюймового рэка или турингового кейса. Шасси SD11 изготовлено из стали, съемные накладные поверхности (обвес) - из поликарбоната, а несъемные – из алюминия, придавая консоли легкость и прочность.
Благодаря технологии Stealth Digital Processing™ каждый входной канал SD11 имеет следующие функции: регулятор чувствительности, задержку, обрезные фильтры ВЧ и НЧ, четырехполосный полнопараметрический эквалайзер, динамический процессор с компрессором и гейтом. Выходные каналы имеют задержку, ФВЧ и ФНЧ, четырехполосный параметрический эквалайзер, компрессор, гейт, группы с «bus to bus» роутингом. В распоряжение пользователя предоставлены Stealth стерео эффекты и двенадцать 32-полосных графических эквалайзеров. Из имеющихся тридцати трех алгоритмов могут быть одновременно назначены и использованы четыре стереоэффекта. Еще одна особенность SD11 - наличие 12-ти Flexi шин, которые могут работать в моно или стерео режимах. Стерео или LCR мастер-шина, матрица выходов 8х8, 8 контрольных групп (VCAs) для быстрого доступа к каналам и шинам, удобная функция snapshot, две шины соло - все это дает пользователю максимальные возможности при микшировании живых выступлений, как при использовании SD11 в качестве консоли FOH, так и мониторного пульта.
На рабочей поверхности находятся 12 сенсорных моторизованных фейдеров и 15" сенсорный дисплей высокого разрешения. На задней панели разместились: 16 аналоговых микрофонных/линейных входов, 8 линейных выходов, 2 моно AES I/O, MADI порт, GP I/O, MIDI, выход для подключения дополнительного дисплея, порты Word Clock, USB, Ethernet. Последний служит для дистанционного управления и создания сети из нескольких консолей. Возможно подключение интерфейсного блока D-Rack посредством кабеля CAT5E, что обеспечит удаленное подключение 32 микрофонных/линейных входов и до 16 выходов на расстоянии до 75 метров.
Есть еще одна новость, касающаяся всех моделей SD-серии: они поддерживают легендарные плагины от Waves. Посредством платформы Sound Grid, включающую внешний сервер и интерфейсную карту, мы получаем единую среду встроенной обработки DiGiCo и внешних плагинов Waves. Графический интерфейс DiGiCoобеспечивает полное управление параметрами плагинов, а также сохранение и загрузку пресетов. При установке Waves Sound Grid вы будете иметь доступ к 16-ти процессорам, каждый из которых способен обеспечить работу до восьми алгоритмов, в общей сложности это 128 Waves + N бортовых одновременно работающих процессоров. Эффекты Waves представлены в виде пакетов Mercury, SSL 4000 Collection, GTR3, JJP Analog Legends, Studio Classics Collection, The API Collection, Gold Collection.
Итак, можно подвести итоги: компания DiGiCo на данный момент имеет в своем ассортименте консоли для любых мероприятий, от супер-шоу до небольших концертов. Вне зависимости от модели мы видим единое качество и функциональность. Разница в количестве каналов, возможностях процессора эффектов, количестве дисплеев и физических органов управления. А звук один и тот же. И это тот самый звук, за который DiGiCo выбрали Madonna, George Michael, Luciano Pavarotti, Stevie Wonder, Donna Summer, The Who, David Gilmour, Def Leppard, Whitesnake, Gary Moore, Billy Idoll, Zucchero, Depeche Mode, Massive Attack, Foo Fighters, Garbage, Nickelback, Rihanna, The Killers, U2 и многие другие. О DiGiCo смело можно сказать: техника, служащая искусству живого звука.
Евгений Шуев. ARIS