Поначалу я отнесся к этой затее настороженно. Компания-производитель, город Житомир, акустические системы, усилители, Public Adress, светодиодное освещение… «Приезжай, посмотри, чего можно добиться при желании и любви к делу, — настаивал знакомый PR-менеджер. — Италия, Англия, Германия — это хорошо, но разве мы не патриоты?» «Житомир — это Украина, — вяло отбрыкивался я, — при чем тут патриотизм?» И все же поехал. А дальше все было словно по Фрейду. Украина официально заграница, однако у меня и мысли не возникло прихватить с собой в поездку загранпаспорт. Впрочем, он там и не потребовался.
Если вам доводилось бывать в советских городах с населением в 200 000 человек, вы без труда представите себе Житомир. Очевидно, что период основного строительства тут пришелся на 1980-е, и аккорд советской застройки до сих пор определят тональность всего города. О том, что советские времена прошли, говорят лишь рекламные щиты вдоль дорог и буйный разнокалиберный частный сектор, постепенно наступающий на панельные символы брежневского ЖКХ. Честно говоря, Житомир вовсе не похож на промышленно развитые районы, например, Италии, но это совершенно не важно, ведь мы живем в глобальном мире, где география практически ничего не решает.
РЭК — это аббревиатура от «радиоэлектронная компания». Однако руководитель РЭК Георгий Матышнюк чаще называет свое предприятие компанией радиолюбителей. «Заниматься производством радиоэлектроники в нашей стране может только тот, кто очень сильно любит это дело», — поясняет он улыбаясь. Что ж, как говорится, в каждой шутке есть доля шутки.
Тем не менее компания РЭК в этом году празднует свое 20-летие, а если к двадцати прибавить пятилетнюю историю кооператива, давшего начало бизнесу, получится и вовсе четверть века. Четверть века развала и крушений, гибель советской экономики, нестабильные 1990-е, политические украинские кризисы 2000-х — а Радиоэлектронная компания работает, развивается, осваивается в только что отстроенных помещениях и планирует расширять производство. Наверное, люди тут знают что-то такое, чего не могут понять другие.
Георгий Николаевич Матышнюк — человек опытный, объездил полмира с деловыми визитами и, конечно же, не раз бывал на заграничных производствах. Возможно, поэтому все, что видит глаз человека, попавшего на РЭК, больше ассоциируется с Европой, чем с современной Украиной. Корпуса с иголочки. Во дворе еще слышны звуки стройки. Внутри — импортные станки с ЧПУ ловко режут, гнут, штампуют и фрезеруют заготовки под будущие усилители и светодиодные приборы освещения. Фанера, также под присмотром компьютера, распускается на идеально ровные детали корпусов акустических систем. Затем все это сушится, промывается, клеится и красится. Стопроцентный входной контроль компонентов. Лаборатория электромагнитной совместимости. Механический цех с настоящими токарными и фрезерными станками (признаться, токарного станка я не видел даже в Италии). Где это необходимо, используется ручной труд. Производство настолько отлажено, что, помимо собственных нужд, его часто загружают сторонними заказами, и это помогает окупить дорогое иностранное оборудование. Впрочем, далеко не все тут подчинено европейской моде. «Почему иностранцы так любят показывать свое производство? — спрашивает меня начальник производства Олег Оленчук и тут же отвечает на свой вопрос: — Потому что, посмотрев, ты невольно начинаешь копировать, а раз копируешь, уже на шаг позади».
Развитие РЭК одновременно и отстает от рынка, и опережает его. С одной стороны, новейшие станки, с другой — советская печь для спекания трансформаторов, которой тут гордится каждый, кто посвящен в технологию производства усилителей. При этом на современные достижения звуковой индустрии здесь смотрят неодобрительно и считают, что пик развития, например, звукоусилительной техники пришелся на 1970-е. «А как же усилители класса D?» — возражаю я. «Ничего нового они не принесли, — объясняют мне инженеры РЭК. — Да, они легче, эффективнее, в какой-то степени наверняка надежнее, но кто возьмется утверждать, что они превосходят "аналог" по качеству звучания? Для нас же качество звука — решающий фактор. Когда кто-то предложит технологию, превосходящую традиционный усилитель, мы ее тут же освоим, а пока…»
А пока РЭК остается верна своим принципам, не меняется в стремительно меняющемся мире. И эта тактика приносит плоды. Не так давно бизнес большинства мировых производителей профессионального звука и света подразумевал активную деятельность по двум направлениям: разработка и продвижение. Производство же отдавалось на откуп специализирующимся на этом предприятиям. На первый взгляд такой подход предпочтителен с точки зрения эффективности бизнеса, однако что-то трудно припомнить хотя бы одну фирму, которой эти методы позволили выбиться в лидеры. Продукт может быть исполнен идеально, но в нем уже нет той харизмы «индпошива», что превращает мелкосерийные образцы в маленькие произведения искусства. Кроме того, контролировать качество гораздо сподручнее на собственном производстве. Одним словом, многие компании сейчас всерьез озаботились собственным производством. Но на РЭК так было всегда. «Придумал, сделал на стороне и продал — так задумывалась и наша компания, — говорит Георгий Николаевич, — однако эту схему едва ли можно назвать жизнеспособной в наших условиях. Увы, культура соблюдения обязательств в нашей стране так и не прижилась. Хочешь сделать правильно — сделай это сам». Отсюда почти полная локализация производства. Для РЭК это вопрос жизни и смерти. Заказчики есть, но рынок не настолько велик, чтобы ими разбрасываться. Самостоятельно компания не производит только динамики и элементную базу. Все остальное, начиная с декоративных решеток и заканчивая намоткой трансформаторов, тут делают сами.
Олег Оленчук проводит меня в святая святых — кабинет разработчиков. Посередине комнаты стоит прототип акустической системы. Модель готова к обсуждению с представителями российской компании-дистрибьютора РЭК. «А можно тут фотографировать?» — спрашиваю я. «Нас — сколько угодно, — отвечает начальник отдела разработки Азад Нигматшаев. — Прототип — об этом лучше спросить руководство». (Позже я поинтересовался у топ-менеджеров РЭК, в чем они видят главное конкурентное преимущество своего предприятия. Мне ответили — в людях. В частности, в таких людях, как Азад. Он один из ведущих разработчиков, и за глаза говорят, что по ночам он через оптоволокно толщиной в пожарный рукав подключается прямо к космосу, откуда и считывает информацию. Про оптоволокно, думаю, привирают, а то, что Азад видит все по-другому, — чистая правда.)
Я разговаривал с инженерами многих компаний с мировыми именами, и все как один заверяли, что путевку в жизнь любому, даже самому гениальному, изобретению может дать только рыночная перспектива. В кабинете разработчиков РЭК идет обсуждение новой модели. Решают, в каких именно условиях профессиональной работы эта модель будет удобнее и выгоднее других. Представители дистрибьютора вникают до самых последних мелочей. Признаюсь, будь я на месте разработчиков, сломался бы уже на пятой минуте, мол, не хотите — не надо! Но тут у людей профессиональная выдержка. РЭК производит не только звукоусиление. Одним из самых успешных проектов компании стала разработка, производство и запуск системы трансляции и оповещения для вокзала Киев-Пассажирский, а цикл эксплуатационных испытаний на украинской ж/д — два года. Что уж тут говорить о часовом допросе с пристрастием.
Наша экскурсия заканчивается в кабинете генерального директора РЭК. На вопрос «Как тебе наше производство?» честно отвечаю: ничего особенного. Видел я такое много раз. За границей. Понравилось, конечно. Но кое-что заставило призадуматься. Я понимаю, что сегодня это норма, но почему такие люди в наших странах должны выживать, вместо того чтобы двигать вперед экономику? Качество продукции — на уровне лучших западных образцов. Уникальные разработки. Сегодня РЭК производит системы трансляции, профессиональные усилители мощности, акустические системы и светодиодное освещение. И все это делается в собственном фирменном стиле. Во время экскурсии мне показали новый светодиодный уличный фонарь. Казалось бы, что может быть проще: светодиоды во всепогодном корпусе освещают по ночам улицу. Оказывается, не все так просто. Основа этого продукта вовсе не светодиод, а уникальная система линз, благодаря которой фонарь приобретает особые рабочие характеристики. На очереди «секретная разработка» — автоматическая система оповещения о приближающемся поезде на железной дороге. Эта система тоже будет уникальной, потому что больше нигде в мире такой системы нет.
Италия, Германия, Англия — в большинстве развитых стран предприятия, подобные РЭК, сложно назвать редкостью. А для нашей же экономики оно скорее исключение, нежели правило. Впрочем, такие предприятия будут исключениями всегда. Потому что тут привечают неординарных людей, ценят нестандартное мышление и полагаются только на себя — для нашей действительности это вообще не характерно.
Текст Александра Хорева