Олег Сядристый — представитель молодого поколения московских прокатчиков. Его сравнительно небольшая компания «С-Сервис» с некоторых пор стала заметным участником на рынке услуг. Именно они занимаются полным техническим обеспечением концертов Стаса Михайлова на территории РФ.
Олег Сядристый и его компания стали широко известны только в 2008 году, когда смогли обеспечить полный продакшн по звуку и свету двух главных сцен «Пикника Афиши» в парке «Коломенское». С тех пор компания «С-Сервис» является одной из московских прокатных компаний, способных осуществлять техническое обеспечение мероприятий крупного масштаба, имея для этого соответствующее оборудование. «С-Сервис» стала первой и до самых недавних пор единственной прокатной компанией в России, обладающей линейным массивом d&b J; наличие микшерных консолей DiGiCo, включая флагманскую SD7, подтверждают серьезный статус «С-Сервис». Об истории компании, гастролях со Стасом Михайловым и о многом другом мы расспросили Олега Сядристого.
Когда появилась компания «С-Сервис»?
Официальная регистрация компании произошла в 2005 году, а реально мой бизнес начинался в 90-е. В 1997 году в маленьком кафе в г. Одинцово (Московская обл.) я поставил свое оборудование и встал за пульт как DJ, при этом не умея ничего подобного делать, изучая все «с листа». Это было очень популярное в те годы заведение в городе, оно существует до сих пор. Но все же в первую очередь я видел свой бизнес именно в прокате, потому что диджеем я стал не по желанию, а по необходимости. Я взял деньги под проценты и купил JBL MR серии. Стоил такой аппарат дорого и считался престижным, собственно, у меня уже тогда появился такой посыл, чтобы все было фирменным и качественным. Хотя я с уважением отношусь к людям, которые на основе фирменных разработок занимаются «самопалом», ведь и JBL, и L'Acoustics когда-то начинались тоже как «самопал». Я же, не имея никаких специальных знаний в этой области, пошел по пути наименьшего сопротивления, решив работать с зарекомендовавшим себя брендом.
Потом случился финансовый кризис 1998 года, мне уже не смогли платить тех денег, которые я получал до него. Кризис послужил катализатором для дальнейшего развития. До этого вложив 10 тыс. долларов, я отбивал их за два месяца, тогда это были баснословные деньги для молодого парня, кем я являлся. Жил припеваючи. Будучи молодым и не столь прозорливым, я мог посчитать, что так будет продолжаться долго, и просто бы не стал дальше двигаться.
В какой-то момент такое ведение дел привело бы мой бизнес к концу. Но финал для легких денег наступил гораздо раньше. Это позволило по-другому взглянуть на жизнь и дальше уже двигаться правильным маршрутом. Часть оборудования из кафе я забрал, так как платить стали за него гораздо меньше. Тем самым образовался минимальный прокатный комплект. Мы стали ездить работать на выпускные вечера, небольшие свадьбы. Спрос формировался благодаря знакомству с ведущими на праздниках. Это в принципе не имело никакого отношения к нормальному бизнесу, скорее походило на взаимовыгодные междусобойчики. На тот момент сложился товарищеский коллектив диджеев, нас было около 15 человек, мы обслуживали десяток московских клубов, это был параллельный прокату бизнес. В силу определенных связей мы поставляли наш персонал в такие клубы, как «Депо 2000», «Вирус», гарантируя качество работы, свежий материал и адекватный подход. Этот бизнес не требовал вложений, но способствовал моей прокатной деятельности, так как появлялись свободные средства и связи.
Как долго это продолжалось и когда же ты наконец вышел на уровень работы с «живыми» артистами первой или пусть даже второй величины?
В середине 2001 года в знаменитой деревне Жуковка открылся ресторан «Веранда у Дачи», через год после открытия там решено было в летний период еженедельно проводить концерты популярных групп, и меня пригласили туда работать за фиксированные деньги. Зимой тоже случались концерты, но реже. Для начала я взял в субаренду весь бэклайн, мониторы, пульт. Моим было только звукоусиление. На следующий сезон я докупил необходимое оборудование. Заказчики и артисты были довольны моей работой: первые, потому что экономили деньги, а вторые — нашим отношением к работе. Среди выступавших там групп были и звезды первой величины — «Мумий тролль», «Машина Времени», БГ, а также многие группы из обоймы «Нашего радио» — «Би-2», «Запрещенные барабанщики», «Конец фильма». Тогда-то я и столкнулся с понятием «райдер».
Надо признать, что райдеры наших групп тогда были безграмотными и очень скромными.
Я заметил качественную разницу, когда мне прислали райдер «Океана Эльзы», там были указаны не то что бренды, а строго определенные конфигурации оборудования с точным указанием моделей колонок. То же самое и с бэклайном. Мы с ними удачно отработали, согласовав все предварительно, после чего мне показалось, что райдеры пишутся для того в первую очередь, чтобы подчеркнуть статус артиста. Чтобы принимающий технический персонал, видя столь серьезное отношение к концерту со стороны артиста, также максимально серьезно отнесся к предстоящей работе. Они заранее предупреждают, что могут возникнуть сложности, что существуют вопросы, в которых возможен компромисс, и существуют совершенно бескомпромиссные позиции.
Как я понимаю, приблизительно с 2005 года тебя уже можно было считать средним по московским меркам прокатчиком. У тебя было несколько пультов, бэклайн, достаточно звука, скажем так, чтобы обслуживать, если придется по две-три программы в день.
Да, в то время я обзавелся новенькими мониторами JBL srx712М. Начал покупать линейный массив JBL VRX. Основным пультом был Soundcraft MH2. У меня полностью хватало оборудования, чтобы работать на корпоративах с известными «живыми» коллективами в небольших и средних залах. Но до определенного времени я не лез в большой прокат.
Впервые я заявил о себе в полный рост, когда приобрел начальный комплект d&b J-серии. Этот бренд стал известен благодаря регулярному упоминанию в райдерах западных артистов первой величины, и кое-кто из хозяев крупных российских прокатных компаний раздумывал над его приобретением. Но я всех опередил. Премьера нового оборудования в условиях проката состоялась в Москве летом 2008-го на «Пикнике Афиши». Использовалось всего по пять J-Top на сторону и шесть J-Sub, расположенных во всю ширину сцены перед ней. Системным инженером выступил сотрудник компании «Арис». Для меня это был первый опыт работы на крупном музыкальном фестивале, что представлялось особенно ценным. Тогда же я начал приобретать продукцию DiGiCo. На «Пикнике Афиши» 2010мы впервые в Москве использовали связку пультов SD7(F.O.H.) и SD8 (мониторы). Я до сих пор не могу назвать свою прокатную компанию по-настоящему крупной, но абсолютно точно можно сказать, что мы заняли определенную нишу на российском музыкальном рынке.
Как началась твоя работа со Стасом Михайловым?
Они отработали в Прибалтике с компанией, предоставившей линейный массив d&b J, и им очень понравился этот звук. Было решено привлечь эту компанию для работы в России. Это был весенний подмосковный тур Стаса Михайлова 2011 года. Оборудование застряло на таможне на пару недель, и были сорваны некоторые концерты — один был перенесен, другие пришлось провести на чужом оборудовании. В этой череде концертов один обеспечивали оборудованием мы, после чего «таможня дала добро» и прибалты начали работать. Тем самым артист увидел, что в России есть точно такой же аппарат и можно на нем точно так же работать, не имея никаких сложностей с таможней. Осенью того же года они с подачи своего звукорежиссера обратились к нам, чтобы мы с ними начали постоянно сотрудничать.
Насколько я знаю, при работе с Михайловым вы используете пульты DiGiCо SD7 и SD8, принадлежащие вашей компании. Как вопрос использования этих пультов был согласован со звукорежиссером?
До начала работы с нами он ими не пользовался. Мало того, он очень любит продукцию Yamaha и считает M7CL самым удобным цифровым пультом. В этом смысле я с ним согласен, 48 фейдеров — 48 каналов, все, что надо, собирается на Centre Logic секции. Я тоже недавно купил себе M7CL и CL5, хотя собирался изначально приобрести MIdas PRO, но мне он показался куда менее удобным, чем Yamaha. Хотя многие ценят Midas за великолепное звучание. Недавно мы работали в Крокусе с Il Divo. Звукорежиссер попросил DiGiCo, мы ему поставили SD8, несмотря на то что в Крокусе штатным пультом является Midas XL8. Он сказал, что его любимыми пультами являются Midas и DiGiCo, по звучанию ему чуть ближе Midas, но у DiGiCo очень дружелюбный интерфейс. И для него этот момент оказался решающим. Имея в своем распоряжении топовый XL8, он все же предпочел ему SD8. По моему мнению, также интерфейс является невероятно удобным и приближенным к аналоговому. Схожее построение входной «линейки»: также расположена ручка Gain, также расположен переворот фазы и прочее. Тем, у кого плохое зрение, кажется, что слишком мелко там все изображено, что Centre Logic на Yamaha удобнее, что, нажав одну кнопку, ты сразу в удобном виде получаешь всю информацию о канале. Согласен, но я знаю, что DiGiCo двигаются в направлении совершенствования интерфейса. Например, они нашли невероятно удобное применение для 36 энкодеров, находящихся под экраном на SD7 и SD8, теперь ты имеешь в прямом доступе до 36 посылов AUX для любого из каналов. Естественно, их можно назначить и в меньшем количестве. Все же дорогие модели пультов DiGiCo существуют для решения очень сложных задач, и, несмотря на это, они обладают великолепной эргономикой для оборудования подобного типа. В ранних версиях прошивки для SD7 наблюдались некоторые «баги», для устранения которых требовалось внимательнее относиться к процессу с включения-выключения консоли и загрузки сессий, но в новых прошивках все проблемы устранены. В общем, это очень интересный прибор, позволяющий решать самые сложные и необычные задачи, некоторые из функций абсолютно уникальны и, насколько я знаю, не имеют аналогов в других пультах.
Говоря о Стасе Михайлове и о том, как его звукорежиссер пришел к работе на DiGiCo, стоит отметить, что его райдер очень непрост в том числе и в вопросах коммутации, там много очень оригинальных моментов и поэтому как раз DiGiCo SD7 и SD8 оказались, что называется, на своем месте. Звукорежиссер иной раз даже не хочет задействовать многие возможности этого оборудования, так как Стасу может это очень понравиться, а ни на каких других пультах этого уже не повторить.
Какова конфигурация звукоусиления?
Вне зависимости от размеров зала мы используем практически один и тот же комплект. Главные кластеры: по семь элементов J8 и по три J-Sub внизу слева и справа, хотя первоначально их было по четыре. Infills — по одному J Sub и по три J Top — два J12 (угол раскрытия по горизонтали 120 градусов) снизу и по одному J8 (75 градусов) над ними. На мой взгляд, это неоправданно много, так как, по моему мнению, такая мощная система нужна, только тогда, когда главные кластеры приходится располагать очень высоко, как, например, в Кремле или Крокусе. Помимо infills у нас работают и frontfills, и центральный кластер. Четыре d&b V12 (угол раскрытия по горизонтали 120 градусов) работают как frontfillsи две — V8 в центральном кластере. Outfills — по пять V12 и V8. Для delay-кластеров у нас JBL VRX.
Что у Михайлова с коммутацией?
Мы используем DiGiRack для F.O.H., а также MaDiRack, с одной стороны, по причине трех недостающих выходов, с другой стороны, как дополнительный элемент надежности, то есть как резерв. Один рэк соединен двумя проводами с F.O.H. пультом, один для входных сигналов, другой для выходных. И один провод через Auxидет в мониторный пульт. Он получает в точности те же 56 источников на вход. На управляемом пульте включается Gain Tracking, который компенсирует изменения Gain предусилителей на управляющем пульте. Стоит напомнить, что разница в управляемом и управляющем пультах заключается только в том, что управляемый может только получать сигнал и изменять входной уровень при помощи цифрового триммера, а управляющий пульт может управлять аналоговым Gain предусилителей и включать или выключать фантомное питание. Когда регулировка входного уровня на управляющем пульте происходит в пределах 10–15 дБ, то на слух разница в звучании после автоматической цифровой компенсации на управляемом пульте отсутствует. Сплиттирование сигнала происходит по MADI-протоколу, несмотря на некоторые разговоры о ненадежности такой схемы. Мы отработали более 100 концертов, и не одного сбоя. Но всегда стоит помнить о преимуществе протокола Dante.
Как организуется туровая логистика с этим артистом?
Лично для меня это уникальный опыт. Мы работаем со Стасом Михайловым почти полтора года и провели больше ста концертов. В основном это ледовые дворцы, только большие площадки. Этот продукт формировался в течение долгого времени. Организацией гастролей занимается определенная московская компания «Шоу Биржа», на местах обеспечением деятельности занимаются местные компании, которые помогают решать технические и административные вопросы. Например, заранее предупреждают о возможностях риггинга для тех или иных площадок. На случай невозможности подвеса на местные конструкции мы возим с собой граунд — шесть элеваторов и фермы. Мы выстраиваем П-образные конструкции высотой 6 м. Хотя если случаются концерты в ДК мы обходимся без подвеса вообще и монтируем граунд-стеки. Надо отметить, что в 90% случаев местные службы нас встречают очень хорошо и не создают никаких надуманных препятствий. Нас обслуживают транспортные компании, которые нам обеспечивают организаторы, хотя изначально этим занимался я сам. Мы пользуемся еврофурой и семиметровым фургоном. Это и звук, и свет, и видео.
Как проходит монтаж и сколько человек в команде?
Я сам работаю на всех площадках со Стасом Михайловым, и вместе со мной получается девять человек. Восемь человек — это техники широкого профиля, они сами между собой делятся по специализации, кто после начальной стадии монтажа занимается видео, кто бэклайном, а кто светом и так далее. Я слежу за административной поддержкой, решаю общие инженерные вопросы при начале монтажа, произвожу расчет площадки в Array Calc. Для каждой площадки это делается индивидуально, производятся все необходимые замеры. Рассчитываются углы для всех элементов системы. Я уже не пользуюсь Smart Live. Все делаю заранее при помощи Array Calc. Трачу на это 15–20 минут. Не использую уже никакие шумы и т.д., хотя допускаю, что, расставив по залу микрофоны за пару-тройку часов, можно добиться чуть лучшего результата.
Спасибо за интересную беседу, наша редакция желает вашей компании как можно больше успешных туров с интересными артистами, и оставайтесь впредь одним из основных участников российского звукового проката.
Журнал "Звукорежиссер", №10 за 2012 г.