Совершенные инструменты микширования


Работа звукорежиссера — искусство микширования и обработки звуковых сигналов. Результатом этой работы является «микс» — то, что услышат зрители в зале, исполнители на сцене, что будет транслироваться в прямом эфире. Микширование — подчас очень сложная задача, требующая мастерства и технически совершенного инструмента. То что многие из признанных мастеров микширования живого звука сегодня выбирают консоли DiGiCo — это общеизвестный факт. А знаете ли вы, что благодаря необычной маркетинговой политике компании ровно те же возможности, что используют на своих концертах звукорежиссеры Мадонны и U2, предлагаются пользователям всех консолей DiGiCo, включая самые доступные?

В 2007 году DiGiCo запускает новую линейку цифровых микшерных консолей и год за годом, развивая модельный ряд, создает прецедент: двигаясь от дорогого к доступному, все консоли серии SD компания строит на одинаковом «движке», одинаковой элементной базе, во всех консолях используется одинаковые модули входов/выходов (читай одинаковые конверторы), и таким образом для всего модельного ряда серии компания обеспечивает один стандарт качества звучания. С точки зрения маркетинга это был весьма смелый шаг. Конкуренты всегда поступали иначе. Хочешь максимально качественный звук — покупай гранд-консоль. Хочешь дешевле? Пожалуйста! Элементная база, возможности, конверторы — все удешевить и предложить клиенту. Такая стратегия не предполагала вариантов. DiGiCo решила действовать по-другому. Взяв за основу суперуспешную на рынке крупных шоу консоль SD7, флагмана серии, компания создала модельный ряд, различия в котором определяются исключительно функциями, но никак не качеством звука. Шаг этот был настолько необычным для рынка цифровых микшерных консолей, что и до сих пор многие пользователи сравнивают консоли DiGiCo с конкурентами исключительно по функционалу, забывая о том, что каждая консоль этого британского производителя по сути — уменьшенная копия любимого инструмента звукорежиссеров первого эшелона, консоли DiGiCo SD7. А теперь, держа в голове этот факт, давайте познакомимся с модельным рядом.

Модельный ряд

Первый пульт линейки, SD7, выпущенный в 2007 году, стал флагманом DiGiCo, открывшим новую эпоху. В отличие от предыдущей D-серии, SD-семейство построено на уникальном сочетании возможностей высокопроизводительных матриц FPGA и последнего поколения процессоров DSP TigerSharc компании Analog Devices. Комбинация технологий FPGA и Ti-gerSharc получила название Stealth Digital Processing™. Производительность вычислительного модуля, состоящего из одной матрицы FPGA и трех процессоров Ti-gerSharc в 8 раз выше, чем у предыдущей конструкция из 32 процессоров Sharc в модели DiGiCo D5. Увеличение процессорных возможностей позволило вывести модель SD7 на уровень, недосягаемый для конкурентов (не забываем, что это было 5 лет назад).

DiGiCo SD7 оснащен семью дисплеями. Из них три экрана — сенсорные, высокого разрешения, с диагональю 15 дюймов. Три — без сенсорных функций, предназначенные для отображения уровней сигнала и вывода служебной информации. Еще один дисплей предназначен для вывода изображения от индивидуальной звукорежиссерской видеокамеры. Не являясь звукорежиссером, я спрашивал у специалистов, насколько необходима и удобна такая функция? В один голос мне рассказывали, как важно постоянно видеть солирующего исполнителя: в ходе концерта визуальный контакт иногда является единственным способом общения исполнителя и звукорежиссера. И это далеко не единственная функция, призванная сделать работу звукорежиссера более удобной.

Все энкодеры консоли оснащаются RGB-подсветкой, облегчающей работу в темном зале. Engine — «мозг» системы SD7 — имеет два идентичных вычислительных блока, которые можно использовать для формирования двух независимых миксов или один держать в качестве резервного. Кроме этого, имеются такие «мелочи», как 256 входных каналов, 128 шин микширования, 48 стереофонических процессоров эффектов.

Несмотря на высокую стоимость, SD7 очень быстро приобрела популярность у прокатчиков первого эшелона. Деньги в этом сегменте не являются решающим фактором, и если организаторы мероприятия считают что-то самым лучшим, это лучшее используется практически без оглядки на стоимость. Например, в мировом турне 360° группы U2 использовалось 5 консолей SD7, одна из которых обслуживала персональный мониторинг господина Боно. И это вовсе не прихоть солиста супергруппы.

Шоу 360° признано одним из самых технически сложных за всю историю шоу-бизнеса. Круговая сцена, состоящая из двух уровней, потребовала кругового мониторинга для музыкан-тов и отдельной мониторной линии для Боно. К тому же на каждом шоу работала съемочная группа, которая снимала фильм о концерте и тут же транслировала его на экраны сцены.

Все эти технические сложности полностью оправдались. Эксперты из Pollstar и Billboard признали этот тур U2 самым успешным в истории музыкальной индустрии. Ирландские рокеры заработали в 2011 году 230 миллионов долларов. Без самой современной техники достичь такого результата едва ли было возможно.

В 2008 году появилась следующая консоль серии, SD8. Главной новостью на презентации стало известие о том, что цена новой модели почти в пять раз меньше стоимости флагмана SD7. SD8 обладает уменьшенными количественными характеристиками. «Всего» 60 входных каналов, 24 шины микширования, 8 стереофонических процессоров эффектов. Только один дисплей, один блок обработки сигналов (engine), количество фейдеров тоже сократилось с 52 до 37. Индикаторы уровня расположились непосредственно рядом с фейдерами. В общем, интерфейс ощутимо упростили, но оставили те же процессорный модуль StealthDigitalProcessing™, алгоритмы обработки сигналов, интерфейсные модули (конверторы AD/DA) для подключения внешних аудиосигналов. В SD8 используются точно такие же комплектующие: фейдеры, энкодеры, дисплей. Таким образом, удешевление про-изошло за счет сокращения количественных характеристик при сохранении самого главного – качества сигнала на выходе. Это был совсем не типичный маркетинговый ход, означав-ший, по сути, начало революции.

Продолжение последовало в 2009 году с выпуском модели SD9. В техническом плане консоль продолжает идею «те же качественные характеристики за меньшие деньги». Меньше лишь количество — 48 входных каналов, 16 шин микширования, 8 процессоров эффектов, а стоимость консоли сопоставимая с ценой автомобиля среднего класса.

Следующим шагом стал выпуск самой компактной и самой доступной консоли DiGiCoSD11. Микшер выполнен в 19-дюймовом формате и поставляется в двух вариантах: настольном с боковыми панелями и туровом, в кейсе. Несмотря на компактные размеры, аппарат обладает всеми чертами изделия топ-класса. «Движок» StealthDigitalProcessing™, 15-дюймовый сенсорный дисплей, стандартный для DiGiCo набор энкодеров, возможность подключения любых интерфейсных модулей. Понятно, что компактная консоль предназначена для небольших мероприятий.

Соответственно, характеристики консоли: 32 входных канала, 8 из которых могут быть стереофоническими, 12 шин микширования, 4 процессора эффектов. Функционал вполне достаточный для проведения приличного концерта. При этом стоит упомянуть, что структура каналов точно такая же, как во всех остальных микшерах DiGiCo. А именно: регулятор чувствительности, переключатель фазы, линия задержки, регулируемые фильтры ВЧ и НЧ, 4-полосный полнопараметрический эквалайзер, динамический процессор, 2 точки insert.

В рамках данного материала я не привожу описания еще двух моделей, SD10 и SD5. Каждая из них интересна настолько, что заслуживает отдельной статьи. Вместе с тем, консоли SD10 и SD5 совершенно логично укладываются в структуру модельного ряда и философию DiGiCo.

Как уже говорилось выше, каждая модель SD-серии предлагает абсолютно одинаковые характеристики звучания, но это далеко не все, что роднит столь богатый модельный ряд. Еще одна важная идея, заложенная во все модели DiGiCo SD-серии — полная преемственность. Настраиваемая конфигурация, алгоритмы обработки сигнала, возможности программирования — для всех консолей используются одинаковые принципы. Таким образом, поняв логику управления на одной модели, пользователь без труда может освоить модель, например, старшего класса.

Логика и конфигурация

Итак, работа каждой модели строится по одной фамильной логике. К слову сказать, построена эта логика по самому настоящему аналоговому принципу — одна функция, одна кнопка. На этом сходство с аналоговыми прародителями, пожалуй, и заканчивается, потому что по функциям современные консоли DiGiCo так же далеки от аналоговых собратьев, как дисковый телефон далек от современного смартфона.

Цифровые микшерные консоли DiGiCo представляют собой модульные системы с гибкой, настраиваемой архитектурой. Любая конфигурация включает непосредственно консоль и один или несколько интерфейсных модулей (в терминологии DiGiCoDigiRack) для подключения источников аудиосигнала. Каждый DigiRack имеет от 2 до 14 слотов для установки интерфейсных карт с различными типами входов/выходов. DigiRackобменивается сигналами с консолью посредством оптического, коаксиального или CAT5 кабеля. Громоздкие, тяжелый и дорогие мультикоры окончательно уходят в прошлое.

Говоря об особенностях архитектуры DiGiCo, необходимо упомянуть гибкость и настраиваемость внутренней организации прохождения сигналов. Мы привыкли к тому, что в спецификациях «обычных» микшеров указывается количество моновходов, стереовходов, группо-вых и AUX шин микширования. Нам же позволялось лишь выбрать модель пульта с наиболее подходящей конфигурацией. DiGiCo разрушили и этот стереотип. Любой входной канал может быть сконфигурирован как моно или стерео. Если консоль SD9позволяет работать с 48 входными каналами, то все 48 каналов можно сделать стереофоническими. Что касается шин микширования, то в описании любого пульта DiGiCo указывается общее количество шин (выходных каналов). В рамках этого массива мы сами определяем нужное число групп и AUX. Более того, каждая шина может быть моно или стерео без уменьшения общего числа выходных каналов.

Каждый входной и выходной канал DiGiCo имеет динамический процессор: компрессор/лимитер, гейт. Данные алгоритмы применяются для обработки сигналов вокальных микрофонов (выравнивание громкости), инструментальных микрофонов (выравнивание динамики, уменьшение взаимного влияния рядом стоящих микрофонов). Для каждого канала предусмотрен развитый эквалайзер, включающий: обрезной ФВЧ, обрезной ФНЧ, параметрические фильтры ВЧ, СЧ 1, СЧ 2, НЧ. Эквалайзеры такого класса есть в аналоговых консолях только очень высокого класса (и соответствующей стоимости). Но даже в самых дорогих аналоговых пультах нет возможности сохранения настроек эквалайзера и быстрого вызова заранее подготовленных настроек.

Кроме традиционной для цифровых консолей возможности сохранения отдельных настроек пульта, DiGiCoпозволяет глобальное конфигурирование. Это касается маршрутизации сигналов, определения количества шин AUX, определения количества подгрупп, определения конфигурации шин моно/стерео, тип панорамирования. Это дает возможность создания наиболее эффективной конфигурации для каждого конкретного шоу и, таким образом, пульт DiGiCo становится мощнейшим средством режиссера для реализации постановочных задач, которые подчас едва ли возможно решить другими способами.

Процессор эффектов и UB-MADI

DiGiCo позволяет одновременно использовать до 48 стереофонических эффектов. Алгоритмы: реверберация, дилей, хорус, изменение высоты тона, вокодер, паннер, графический эквалайзер, мастеринговый процессор. Дополнительно к этому имеются графические 32-полосные эквалайзеры. Внешние приборы такого уровня находятся в цено-вой категории 2-3 тыс. долларов.

Для расширения палитры алгоритмов обработки имеется возможность подключения знаменитых плагинов Waves. Это возможно за счет опциональной системы Waves Sound Grid включающую интерфейсную карту Sound Grid, сервер Sound Grid и один из наборов Waves. В результате мы получаем единую среду встроенной обработки DiGiCo и внешних плагинов Waves. Графический интерфейс DiGiCo обеспечивает полное управление параметрами плагинов, а также сохранение и загрузку настроек эффектов. При установке Waves Sound Grid мы получаем от 16 до 32 виртуальных процессоров, каждый из которых обеспечивает одновременную работу до восьми алгоритмов. В общей сложности это до 256 одновременно работающих эффектов. Стоит ли говорить о том, сколько потребуется внешних приборов обработки сигнала, если попытаться заменить все перечисленные алгоритмы? Мощнейший встроенный процессор эффектов, расширяемый с помощью технологий Waves — уже одного этого достаточно, чтобы навсегда забыть об аналоговых сравнениях. И это далеко не все возможности. В описании функциональности DiGiCo мы едва ли продвинулись до середины.

Помимо широких возможностей конфигурации консоли и маршрутизации сигнала, производитель предусмотрел возможность подключения многодорожечных записывающих устройств. К DiGiCo можно подключить любое MADI-совместимое устройства записи/воспроизведения. Одновременно можно записывать и воспроизводить 56 каналов с разрешением 24 бит/48 кГц. При использовании внешнего интерфейса DiGiCo UB-MADI устройством записи может стать любой компьютер, оснащенный портом USB 2.

17 мая 2012 года в московском клубе Life Pub состоялся юбилейный концерт Easy Dizzy, одной из лучших трибьют-групп мира, исполняющих музыку AC/DC. В концерте принял участие Крис Слейд (Chris Slade), который более четырех лет играл в группе AC/DC. Для формирования основного и мониторного микса использовалась консоль DiGiCo SD9. Параллельно с микшированием возможности SD9 позволили осуществить многоканальную запись с разрешением 24 бит/48 кГц. Кроме микшера, для записи потребовался ноутбук и компьютерный MADI-интерфейс. Запись получилась очень высокого качества, и осенью 2012 г. она вышла в виде полноценного концертного альбома. Использование внешнего интерфейса DiGiCo UB-MADI делает процесс многоканальной записи настолько простым, что отныне, в принципе, ничего не мешает (за исключением авторских прав, разумеется) записать (или транслировать, например, через интернет) любой концерт, где используются консоли DiGiCo.

В заключение немного о вкусном

В заключении хочу рассказать об одной «вкусной» функции консолей DiGiCo. Очевидно что логика и архитектура серии SD рассчитана на простой и безболезненный переход пользователей от аналога к цифре. Этому способствует и пользовательский интерфейс и логика управления консолей. Но как быть с привычками? Воспоминания о «теплом аналоговом звуке» до сих пор бередят душу самым консервативным звукорежиссерам. И ведь действительно было в «аналоге» что-то такое, что так и не удалось воспроизвести создателям большинство цифровых систем. DiGiCo решила не идти вразрез слуховым традициям опытных пользователей и вместо это предложила сразу два необычных алгоритма.

В содружестве с известнейшим производителем ламповых приборов обработки TL-Audio компания разработана интерфейсную карту с восемью ламповыми микрофонными предусилителями. Карта занимает два слота в DigiRackи содержит 4 двойных триода. Качество AD/DA конверторов DiGiCo таково, что вы будете слышать только «теплый ламповый звук» и ничего лишнего. Второй способ — бесплатный. Во всех консолях SD-серии доступен алгоритм цифровой эмуляции DiGiTubes. Эта схема моделирует поведение лампового усилителя.

Широкий модельный ряд, полная преемственность, широкие возможности, гибкая архитектура и, конечно же, высочайшее качество звука, обеспеченное мощнейшей и самой современной технологией вычислений Stealth Digital Processing™ — все эти факторы позволяют говорить об особом месте DiGiCo в современной иерархии производителей цифровых консолей. Достоинства этих консолей уже оценили звукорежиссеры мировых звезд и ведущие прокатные компании. Теперь, благодаря широкому модельному ряду и необычной маркетинговой политике стать пользователем DiGiCo может каждый профессионал, ищущий для реализации своего мастерства совершенный инструмент микширования.


Семен Кузнецов